Живая Арктика. 1999, №3-4.

Ns 3-4 (17-18) век краеведения декабрь 1999 Владимир В И З Е ПОЛ ЯР НЫЕ М О Р Е Х В .Ю В И З Е Р У С С К И Е ПО Л Я Р НЫЕ МОРЕХОДЫ Х Ѵ П - Х І Х вв !і' Главными им е нам и р у с с к и х п ол яр ны х исследоват елей - Челюскина, брат ь ­ ев Лапт евы х , Врангеля, Пахт усова , Седова и м но гих др угих —справедливо гордит ся р у с ­ ский народ. Эт и исследоват ели дали незабы ­ ваемые прим еры сам оот верж енной работ ы и лю бви к родине , кот оры е никогда не забу ­ дутся. Но ест ь среди р усс ки х полярников це ­ л а я плеяда м оряков из промыш ленников и ка ­ заков, имена кот оры х мало извест ны . И х т ы ­ сячи, но едва ст о из н и х сделались дост оя ­ нием истории. Таковы Семен Д еж нев , Федот П опов , С авва Л ош ки н и не кот оры е другие . Б иограф ические сведения о ни х крайне скуд ­ ны, в огромном больш инст ве случаев мы не знаем ни года и х рождения, н и года смерти, ка к не знаем и о всех соверш енны х им и п о ­ л я р ны х плаваниях. М еж ду т ем эт и полярны е мореходы , вы ­ х о д цы из п р о ст ы х лю дей , сде лал и великие географ ические от крыт ия в Аркт ике . Они первые, задолго до Баренца, побы ­ вали на Ш пицбергене . К сожалению , ист ория не сохранила нам ни им ен эт и х первы х "груман- ланов ", н и года, когда они соверш или свое ист орическое плавание . К ормщ ик Савва Л ош кин впервы е обош ел всю Новую Землю и сделал свое им я бессмерт ным . Уже в X V I веке мореходы из Колы , Архангельска , Мезени, П уст озерка о своили м ор ской пут ь к западно сибирским р е ­ кам. В ХѴ ІІ-ХѴ ІІІ вв. русские назы вали Ш пицберген Грумант ом ; от сю да и название "груманла- н е " —т а к именовались русские промыш ленники на Ш пицбергене. Имена эт и х первы х пионе ­ ро в С еверного морского пут и т акж е зат еряны в т умане истории. Н уж но отметит ь, что мореходы , посещ авш ие западную часть А р кт и ки (Баренцово и Карское моря) бы ли проф е с ­ сиональны е моряки -промыш ленники , великолепно знавш ие свое дело и не боявш иеся бол ь ­ ш и х м орских переходов, подобны х переходу от Н орвегии к Ш пицбергену. Уже Борро, англий ­ ский море -плават ель, посет ивш ий север России в 1555-1556 годах, "ежедневно видел, ка к по ней спускались вниз м но го р усски х ладей , э ки паж кот оры х сост оял миним ально из 24 чело ­ век, до ходя на больш их до 30". Борро мо г т а к ж е отметит ь, чт о "все л ад ьи опереж али нас", вследст вие чего "русские част о приспускали свои паруся и нас поджидали ...". Крест на Новой Зем ле в честь Саввы Лошкина АФАНАСИИ (Конец XVI - на­ чало XVII века) Мореход из Колы конца XVI - начала ХѴІГвека. 17 раз плавал по Северному Ледовитому океану. О нем сохранилось следующее сказа­ ние: "В лето 7113 (1605) во граде Самаре был человек поморенин, именем Афанасий, рождение его за Соловками на Усть-Колы. И он ска­ зывал про многие морские дивные чудеса, а про иные слыхал. И ездил он по морю на мор­ ских судах 17 лет, и ходил в темную землю, и тамо тьма стоит, что гора темная, издали поверх тьмы тоя видать горы снежные в красный день". Упоминаемая в сказании темная земля есть, несомненно, либо Шпицберген, либо Новая Земля. ПАНОВАНТИПА ТИ­ МОФЕЕВ (1694) Лоцман. Благодаря его искусству в 1694 году была спасена яхта "Св. Петр”, на которой Петр I совершал переезд из Ар­ хангельска в Соловецкий монастырь. Во время бури Антипе Панову уда­ лось ввести корабль вУн- скую губу. Выйдя здесь на берег, Петр собственноручно соорудил крест с надписью: "Dat Kruus maken kaptein Piter van a. Chr. 1694". Крест этот позже был перенесен в со­ бор в Архангельске. Сохранился следующий рассказ о лоцмане Панове; "Твёрдою рукою вел он яхту среди рассыпавшихся на кам- Образец документа XVII века. Из "Путешествия” Миддендорфа. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz