Живая Арктика. 1999, №3-4.

№ 3-4 (17-18) В 6 К краеведения декабрь 1999 диких оленей или "чуэрвь-гарты". Облюбовав себе мес­ то в районе охотничьих владений селения, охотник сно­ сил сюда рога убитых им оленей и ставил в два парал­ лельных ряда так, как рога должны были стоять у бегу­ щих один за другим оленей. Обычай забрасывать рога на крыши домов, приби­ вать к фасаду жилища также находится в несомненной связи с сакральными свойствами рогов. В каждом селении у наиболее добычливых охотни­ ков были свои чуэрвь-гарты, которые не только способ­ ствовали охотничьим успехам, но и выручали население при нападении врагов. Достаточно было лицу, даже не называемому колдуном, а просто "умеющему владеть чуэрвь-гартом" пошевелить рога оленей, - как поднима­ лась страшная буря на озере и топила врагов. Унесенная тестем лобная кость с рогом из чуэрьвь- гарта зятя, влекла за собой перемещение стад диких оленей вслед за костью. Старуха трясет штанами - под­ нимается метель и губит врагов. Покорный человеческо­ му слову невод собирается в карбас или, наоборот, рас­ кидывается и тянет тоню. По форме облаков или кипению мыла в котле узна­ ется будущее, например, приход неприятеля. Ложно по­ нятая причинная связь явлений влечет возникновение ир­ рациональных бытовых обычаев. Приход гостя во время закладки рыбы в котел предвещает удачу в лове; выход человека из жилища, когда вынимается из котла рыба, влечет за собой выход рыбы из ловушки и т.п. Неосто­ рожное движение может спугнуть дичь или рыбу и пове­ сти к ее исчезновению, это естественно. Но неосторож­ ный оклик или толчок может испугать на чем-то сосредо­ точившегося человека, - это также естественно. Но и такое воображаемое явление, как превращение че­ ловека в камень от испуга, не вызывает особенного недо­ умения. Примитивная психо­ логия по возможности упро­ щает ответы на сложные вопросы об окружающих явлениях. Следует подчеркнуть, что охарактеризованные элемен­ ты магии, составляя суще­ ственную часть древнейшей религии саамов, не находят­ ся в связи с верой в сверхъе­ стественное существо или су­ щества; они столь же обычны или необычны, как вся окру­ жающая человека неразга­ данная природа. Наряду с магией вообра­ жение древних саамов при­ влекают к себе сейды-фети- ши. На вопрос, что означает сейд, современные саамы дают весьма неопределенные ответы: "Это камень такой, как будто человек"; "Сейдом у нас раньше считали такие камни, как будто в них что-то было"; "Глупые были, вот и моли­ лись сейдам. Камень и камень, ничего в нем нет. Одна­ ко, хорошо помогали: и рыб, и зверя, и птиц помногу до­ ставали". Еще и до сих пор в любом селении укажут на два- три камня, считавшиеся сейдами. Иногда указывают, как на сейд, на гору, хотя сейдом, вероятно, была не гора, а камень на ней. Сейды как вещественное выражение древнейших ве­ рований саамов распространены были в равной мере как среди саамов России, так и зарубежных. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-види- мому, был связан с почитанием предков-родоначальни- ков. Самое слово "сейд" этимологически увязывается с обозначением селения, может быть, рода - "спит”. Об­ стоятельства окаменения - испуг от неожиданного окри­ ка, гнев на родственников или единственный выход при преследовании врагов. Окаменение, как следствие волшебных чар более сильных колдунов, встречается реже в преданиях. Есть основания полагать, что распространение сейдов зави­ село от распространения охотничьих и рыболовных уго­ дий. Есть упоминания, что с возникновением оленевод­ ства благодетельное влияние сейдов распространено также и на стада прирученных оленей. Указываемые ныне сейды расположены вблизи рыболовных и охотничьих угодий саамов. Первоначально сейды были, несомненно, родовы­ ми фетишами. По мере дробления родовых угодий сей­ ды превращались в семейные фетиши. Сейд, в отличие от вещественных объектов магии, является объектом 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz