Живая Арктика. 1999, №3-4.
№ 3-4 (17-18) В 6 К краеведения декабрь 1999 диких оленей или "чуэрвь-гарты". Облюбовав себе мес то в районе охотничьих владений селения, охотник сно сил сюда рога убитых им оленей и ставил в два парал лельных ряда так, как рога должны были стоять у бегу щих один за другим оленей. Обычай забрасывать рога на крыши домов, приби вать к фасаду жилища также находится в несомненной связи с сакральными свойствами рогов. В каждом селении у наиболее добычливых охотни ков были свои чуэрвь-гарты, которые не только способ ствовали охотничьим успехам, но и выручали население при нападении врагов. Достаточно было лицу, даже не называемому колдуном, а просто "умеющему владеть чуэрвь-гартом" пошевелить рога оленей, - как поднима лась страшная буря на озере и топила врагов. Унесенная тестем лобная кость с рогом из чуэрьвь- гарта зятя, влекла за собой перемещение стад диких оленей вслед за костью. Старуха трясет штанами - под нимается метель и губит врагов. Покорный человеческо му слову невод собирается в карбас или, наоборот, рас кидывается и тянет тоню. По форме облаков или кипению мыла в котле узна ется будущее, например, приход неприятеля. Ложно по нятая причинная связь явлений влечет возникновение ир рациональных бытовых обычаев. Приход гостя во время закладки рыбы в котел предвещает удачу в лове; выход человека из жилища, когда вынимается из котла рыба, влечет за собой выход рыбы из ловушки и т.п. Неосто рожное движение может спугнуть дичь или рыбу и пове сти к ее исчезновению, это естественно. Но неосторож ный оклик или толчок может испугать на чем-то сосредо точившегося человека, - это также естественно. Но и такое воображаемое явление, как превращение че ловека в камень от испуга, не вызывает особенного недо умения. Примитивная психо логия по возможности упро щает ответы на сложные вопросы об окружающих явлениях. Следует подчеркнуть, что охарактеризованные элемен ты магии, составляя суще ственную часть древнейшей религии саамов, не находят ся в связи с верой в сверхъе стественное существо или су щества; они столь же обычны или необычны, как вся окру жающая человека неразга данная природа. Наряду с магией вообра жение древних саамов при влекают к себе сейды-фети- ши. На вопрос, что означает сейд, современные саамы дают весьма неопределенные ответы: "Это камень такой, как будто человек"; "Сейдом у нас раньше считали такие камни, как будто в них что-то было"; "Глупые были, вот и моли лись сейдам. Камень и камень, ничего в нем нет. Одна ко, хорошо помогали: и рыб, и зверя, и птиц помногу до ставали". Еще и до сих пор в любом селении укажут на два- три камня, считавшиеся сейдами. Иногда указывают, как на сейд, на гору, хотя сейдом, вероятно, была не гора, а камень на ней. Сейды как вещественное выражение древнейших ве рований саамов распространены были в равной мере как среди саамов России, так и зарубежных. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-види- мому, был связан с почитанием предков-родоначальни- ков. Самое слово "сейд" этимологически увязывается с обозначением селения, может быть, рода - "спит”. Об стоятельства окаменения - испуг от неожиданного окри ка, гнев на родственников или единственный выход при преследовании врагов. Окаменение, как следствие волшебных чар более сильных колдунов, встречается реже в преданиях. Есть основания полагать, что распространение сейдов зави село от распространения охотничьих и рыболовных уго дий. Есть упоминания, что с возникновением оленевод ства благодетельное влияние сейдов распространено также и на стада прирученных оленей. Указываемые ныне сейды расположены вблизи рыболовных и охотничьих угодий саамов. Первоначально сейды были, несомненно, родовы ми фетишами. По мере дробления родовых угодий сей ды превращались в семейные фетиши. Сейд, в отличие от вещественных объектов магии, является объектом 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz