Живая Арктика. 1999, №3-4.
Николай ВОЛКОВ МАГИЯ, ФЕТИШИЗМ И АНИМИЗМ СААМ О В П о письменным источникам XVII, XVIII и XIX ве ков Николай Харузин не без успеха попытался восстановить систему древнейших верований скандинав ских саамов и найти место в этой системе религиозным пережиткам кольских саамов. Трудность и ответствен ность этой задачи автор учитывал и благодаря этому избежал ошибки предшественников, навязывавших коль- ским саамам верования и мифологию скандинавских. Справедливо предполагая общую исходную основу древ нейших верований саамов России и скандинавских, Ха рузин проделал большую работу, которая приближает нас к понятию об этапах развития религии саамов. Формально все саамы России в течение свыше 300 лет исповедовали христианскую веру. В каждом крупном селении имелась небольшая деревянная часовня с ми нимумом культовых предметов таких, как иконы, аналой, кадило, евангелие, крест, сосуд и т.д. В каждом жилище можно было видеть иконы, медные складни старообряд ческого типа, лампадки и крещенскую воду. Христианс кими обрядами сопровождалось рождение ребенка, вступление в брак и похороны. И тем не менее, даже в миссионерской и казенной церковной литературе нео днократно встречаются указания на чисто внешнее зна чение христианского культа у саамов. Ни первоначальные "просветители" их - Трифон и Федорит, ни поздние - монахи Печенгского или других монастырей, не смогли заставить саамов проникнуться христианским пиетизмом и нетерпимостью. Христианство не вытеснило у саамов их древнейших религиозных воз зрений; оно было воспринято внешне как одно из средств магического воздействия на природу. Например, кильдин- ские саамы с большой охотой служили молебен на тонях с помощью попа и "святили" воду перед началом лова. Освященной водой кропили больных оленей, церковны ми свечами прижигали больное место, медный складень прикладывали к опухоли и т.д. Вряд ли много глубже понимали христианство и со прикасавшиеся с саамами поморы. Что же касается свя щенников и монахов Печенгского монастыря, то пример их христианского "благочестия" скорей отталкивал саа мов от христианства, нежели располагал к нему. Восста новленный в 1883 году как филиал Соловецкого, Печен- гский монастырь захватил саамские рыболовные угодья и оленьи пастбища и завладел богатыми морошкой и га гачьим пухом Айновыми островами. Присылаемые свя щенники, по словам саамов, жалование получали ма ленькое, пьянствовали и вымогали на требы мясо и рыбу. Таковы обстоятельства, благодаря которым под вне шним покровом христианства у саамов России сохрани лись пережитки древнейших их религий. Употребляя вы ражение "религия", следует иметь в виду условный ха рактер этого термина по отношению к древнейшим ве рованиям саамов. По сохранившимся пережиткам труд но предположить, что эти верования когда-либо прини мали устойчивые религиозные формы. Для самобытной религии саамов характерны три ее признака: магия, фетишизм, анимизм. Правда, перечис ленные элементы являются основными для любой ре лигии; смысл подчеркивания их в верованиях саамов в том, что здесь они не усложнены мифологией, не при крыты философией, а выступают во всей первобытной простоте. Еще в ХѴІ-ХѴІІ веках слава о могущественных лап ландских чародеях была далеко известна за пределами Лапландии. Чары саамских колдунов пугали викингов, за нимали воображение неспокойных за свою судьбу госу дарей и восхищали путешественников. Но и в пределах самой Лапландии славой наиболее могущественных ча родеев пользовались саамы Кольского полуострова. Саамский фольклор, из которого мы черпаем сведе ния о древнейших верованиях, а равно и предания насе ления, насыщены образами множества колдунов. В каж дом крупном селении еще недавно могли указать на 5-7 человек обоего пола, умеющих колдовать. Саамские кол дуны, по данным фольклора, обычные люди, живущие такими же интересами, как и все остальные. Они не мо лятся, не кланяются каким-либо существам или духам, не изнуряют себя постом, имеют жен, детей, - словом, внешне ничем не выделяются из окружающей среды. Они именно "умеют колдовать", также как умеют хорошо стре лять, ловить рыбу или изготовлять прочную корежу. Кол довство их не удивляет остальных, так как колдовать способен каждый, если его по дружбе этому научат или хитростью выведает приемы. Большинство известных нам колдовских приемов основано на понятии о симпатическом сродстве явлений. В период, предшествовавший приручению дикого оле ня, важнейшим орудием охотничьей магии являлись рога 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz