Живая Арктика. 1999, №3-4.

Николай ВОЛКОВ МАГИЯ, ФЕТИШИЗМ И АНИМИЗМ СААМ О В П о письменным источникам XVII, XVIII и XIX ве­ ков Николай Харузин не без успеха попытался восстановить систему древнейших верований скандинав­ ских саамов и найти место в этой системе религиозным пережиткам кольских саамов. Трудность и ответствен­ ность этой задачи автор учитывал и благодаря этому избежал ошибки предшественников, навязывавших коль- ским саамам верования и мифологию скандинавских. Справедливо предполагая общую исходную основу древ­ нейших верований саамов России и скандинавских, Ха­ рузин проделал большую работу, которая приближает нас к понятию об этапах развития религии саамов. Формально все саамы России в течение свыше 300 лет исповедовали христианскую веру. В каждом крупном селении имелась небольшая деревянная часовня с ми­ нимумом культовых предметов таких, как иконы, аналой, кадило, евангелие, крест, сосуд и т.д. В каждом жилище можно было видеть иконы, медные складни старообряд­ ческого типа, лампадки и крещенскую воду. Христианс­ кими обрядами сопровождалось рождение ребенка, вступление в брак и похороны. И тем не менее, даже в миссионерской и казенной церковной литературе нео­ днократно встречаются указания на чисто внешнее зна­ чение христианского культа у саамов. Ни первоначальные "просветители" их - Трифон и Федорит, ни поздние - монахи Печенгского или других монастырей, не смогли заставить саамов проникнуться христианским пиетизмом и нетерпимостью. Христианство не вытеснило у саамов их древнейших религиозных воз­ зрений; оно было воспринято внешне как одно из средств магического воздействия на природу. Например, кильдин- ские саамы с большой охотой служили молебен на тонях с помощью попа и "святили" воду перед началом лова. Освященной водой кропили больных оленей, церковны­ ми свечами прижигали больное место, медный складень прикладывали к опухоли и т.д. Вряд ли много глубже понимали христианство и со­ прикасавшиеся с саамами поморы. Что же касается свя­ щенников и монахов Печенгского монастыря, то пример их христианского "благочестия" скорей отталкивал саа­ мов от христианства, нежели располагал к нему. Восста­ новленный в 1883 году как филиал Соловецкого, Печен- гский монастырь захватил саамские рыболовные угодья и оленьи пастбища и завладел богатыми морошкой и га­ гачьим пухом Айновыми островами. Присылаемые свя­ щенники, по словам саамов, жалование получали ма­ ленькое, пьянствовали и вымогали на требы мясо и рыбу. Таковы обстоятельства, благодаря которым под вне­ шним покровом христианства у саамов России сохрани­ лись пережитки древнейших их религий. Употребляя вы­ ражение "религия", следует иметь в виду условный ха­ рактер этого термина по отношению к древнейшим ве­ рованиям саамов. По сохранившимся пережиткам труд­ но предположить, что эти верования когда-либо прини­ мали устойчивые религиозные формы. Для самобытной религии саамов характерны три ее признака: магия, фетишизм, анимизм. Правда, перечис­ ленные элементы являются основными для любой ре­ лигии; смысл подчеркивания их в верованиях саамов в том, что здесь они не усложнены мифологией, не при­ крыты философией, а выступают во всей первобытной простоте. Еще в ХѴІ-ХѴІІ веках слава о могущественных лап­ ландских чародеях была далеко известна за пределами Лапландии. Чары саамских колдунов пугали викингов, за­ нимали воображение неспокойных за свою судьбу госу­ дарей и восхищали путешественников. Но и в пределах самой Лапландии славой наиболее могущественных ча­ родеев пользовались саамы Кольского полуострова. Саамский фольклор, из которого мы черпаем сведе­ ния о древнейших верованиях, а равно и предания насе­ ления, насыщены образами множества колдунов. В каж­ дом крупном селении еще недавно могли указать на 5-7 человек обоего пола, умеющих колдовать. Саамские кол­ дуны, по данным фольклора, обычные люди, живущие такими же интересами, как и все остальные. Они не мо­ лятся, не кланяются каким-либо существам или духам, не изнуряют себя постом, имеют жен, детей, - словом, внешне ничем не выделяются из окружающей среды. Они именно "умеют колдовать", также как умеют хорошо стре­ лять, ловить рыбу или изготовлять прочную корежу. Кол­ довство их не удивляет остальных, так как колдовать способен каждый, если его по дружбе этому научат или хитростью выведает приемы. Большинство известных нам колдовских приемов основано на понятии о симпатическом сродстве явлений. В период, предшествовавший приручению дикого оле­ ня, важнейшим орудием охотничьей магии являлись рога 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz