Живая Арктика. 1999, №3-4.
№ 3-4 (17-18) век к р а е в е д е н и я декабрь 1999 иму-щественно для летнего проживания. Затем следовали постройки хозяйственного назначения: клеть - для домашних работ (плетения сетей, изготовления тары т.п.), используемая в каче стве кладовой; примыкающий к крыльцу и расположенный под одной крышей с избой: подклет - нижний этаж строения для хра нения припасов, инвентаря гото вых изделий (бочек, корзин и прочего), сенник - для хранения сена, обычно чердачное поме щение над хлевом. Дом помора сиял чистотой. Пол шоркали до желтого цвета свежей, древесины, печь выбе ливали. Для севера принципиальной была аналогия меж ду домом и суточными и годовыми человеческими цик лами жизни, между домом и космосом. В северных колядках хозяин - месяц в дому, хозяйка - красно солнышко, а дети - части звездочки. Кто-то ска зал, что для помора строительство дома - это работа до седьмого пота и еще - это превращение, природы в куль туру. Человек, относящийся ко всему, его окружающе му, предметно-чувственно уравнивал свой микромир, свое избяное со-здание с Миро-зданием. Но одновремен но это же самое Миро-здание воспринимал, как огром ную избу, обжитой терем. Осмотрев и оценив до-ма снаружи, войдем внутрь. Поднимемся по крыльцу, откроем низкую дверь и неза висимо от желания поклонимся хозяевам, переступая высокий порог избы. Минимум мебели, только самое не обходимое. Отличительной особенностью интерьера является преобладание неподвижной конструктивно свя занной со срубом мебели. Форма и размещение ее, вы работанные веками, отличались максимальной рацио нальностью и простотою линейных форм. Сразу, в углу у порога, находится печь - центр хозяй ственной части избы. Печной угол и пространство от него до противоположной стены считается местом хозяйки, называемым "бабий кут". Здесь висит наблюдник, поли- ца для кринок, горшков, ушат с водой, сундучок и пр. По диагонали от печи - красный или святой угол. Это самое чистое и парадное место в доме. Здесь висят ико ны, а под ними - место для почетных гостей, во время свадьбы сюда сажают молодых. Когда же кто-то умирает в доме, то покойника кладут под образа. В красном углу и стол обе денный стоит. Угол у двери в се верном жилище назывался под порожьем и служил местом для хозяина (для вязания и починки сетей, для занятий сапожным делом). Остановимся на печи. У нее многофункциональные "обязан ности". Она греет и кормит, све тит и моет, лечит и сушит и спальным местом служит для старых и малых. Настоящий ком бинат бытового обслуживания на дому! Рассмотрим видимые гла зу детали печи. Подпечек - мес то, где хранят ухват, кочергу, ло- пату-пекло. Припечек - место, куда предварительно ставят чу гунки с подготовленной для вар ки пищей. Падушина - собирает и направляет дым в тягу. Подом называли 2 части печи, 1 -е мес то внутри устья и верхнюю ее часть, бочковидную часть. От душник предназначен для трубы угольного самовара. Кожух - ниж ний раструб дымовой трубы. Пе чурки служат для прослушивания носков, рукавиц. Кровати обычно располагали напротив печи, вдоль противоположной стены избы. Спинки кроватей - изго ловья и изножье чаще всего делались глухими, украшен ными сверху несколькими парными фестонами. Кровати застилались поверх набитых оленьей шерстью матра сов лоскутными одеялами. Местом для сна детей постар ше служили полати, занимавшие на высоте, превышав шей человеческий рост, все пространство от боковой стенки печи до противоположной боковой стены дома и от порога до печного столба. Зыбка, колыбелька подвешивалась на веревках к шесту на потолке или к кольцу. Обратим внимание на пол. Он сложен из широких цельных плах. Гладко обтесанные бревенчатые стены, не оклеенные и неокрашенные, широкие некрашеные половицы и лавки вдоль стен - все сверкает чистотой и опрятностью. На столе домотканая скатерть, на стенах вышитые полотенца в красном углу - иконы в начищен ных до зеркального блеска окладах, на воронцах отли вают солнечным цветом медная посуда. Дом помора величав и просторен. Эти старые сереб ристые срубы хранят память о наших предках, об их тру долюбии и мастерстве, об их мерилах ценностей в чело веческой жизни. Домостроительство на Терском берегу было искус ством общенародным и повсеместным, пожалуй, самым- самым главным. Сегодня разрушаются и уходят из жиз ни древние деревянные постройки, в том числе и помор ские избы и неповторимые отдельные хозяйственные со оружения: рыбные амбары, сет- ницы, баньки, теневые избы. И сказочная деревянная Русь ухо дит с Севера, оставляя о себе память лишь в летописных ис точниках, живописных полотнах, фотографиях, сказаниях и пес нях народа. А программа созда ния "Терского национального парка", включавшая в себя со хранение художественных дере вянных построек старины, оста лась лишь проектом на бумаге, так и нереализованным в жизни. "Поморская изба" в экспозиции Мурманского областного музея. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz