Живая Арктика. 1999, №3-4.

№ 3-4 (17-18) век к р а е в е д е н и я декабрь 1999 иму-щественно для летнего проживания. Затем следовали постройки хозяйственного назначения: клеть - для домашних работ (плетения сетей, изготовления тары т.п.), используемая в каче­ стве кладовой; примыкающий к крыльцу и расположенный под одной крышей с избой: подклет - нижний этаж строения для хра­ нения припасов, инвентаря гото­ вых изделий (бочек, корзин и прочего), сенник - для хранения сена, обычно чердачное поме­ щение над хлевом. Дом помора сиял чистотой. Пол шоркали до желтого цвета свежей, древесины, печь выбе­ ливали. Для севера принципиальной была аналогия меж­ ду домом и суточными и годовыми человеческими цик­ лами жизни, между домом и космосом. В северных колядках хозяин - месяц в дому, хозяйка - красно солнышко, а дети - части звездочки. Кто-то ска­ зал, что для помора строительство дома - это работа до седьмого пота и еще - это превращение, природы в куль­ туру. Человек, относящийся ко всему, его окружающе­ му, предметно-чувственно уравнивал свой микромир, свое избяное со-здание с Миро-зданием. Но одновремен­ но это же самое Миро-здание воспринимал, как огром­ ную избу, обжитой терем. Осмотрев и оценив до-ма снаружи, войдем внутрь. Поднимемся по крыльцу, откроем низкую дверь и неза­ висимо от желания поклонимся хозяевам, переступая высокий порог избы. Минимум мебели, только самое не­ обходимое. Отличительной особенностью интерьера является преобладание неподвижной конструктивно свя­ занной со срубом мебели. Форма и размещение ее, вы­ работанные веками, отличались максимальной рацио­ нальностью и простотою линейных форм. Сразу, в углу у порога, находится печь - центр хозяй­ ственной части избы. Печной угол и пространство от него до противоположной стены считается местом хозяйки, называемым "бабий кут". Здесь висит наблюдник, поли- ца для кринок, горшков, ушат с водой, сундучок и пр. По диагонали от печи - красный или святой угол. Это самое чистое и парадное место в доме. Здесь висят ико­ ны, а под ними - место для почетных гостей, во время свадьбы сюда сажают молодых. Когда же кто-то умирает в доме, то покойника кладут под образа. В красном углу и стол обе­ денный стоит. Угол у двери в се­ верном жилище назывался под­ порожьем и служил местом для хозяина (для вязания и починки сетей, для занятий сапожным делом). Остановимся на печи. У нее многофункциональные "обязан­ ности". Она греет и кормит, све­ тит и моет, лечит и сушит и спальным местом служит для старых и малых. Настоящий ком­ бинат бытового обслуживания на дому! Рассмотрим видимые гла­ зу детали печи. Подпечек - мес­ то, где хранят ухват, кочергу, ло- пату-пекло. Припечек - место, куда предварительно ставят чу­ гунки с подготовленной для вар­ ки пищей. Падушина - собирает и направляет дым в тягу. Подом называли 2 части печи, 1 -е мес­ то внутри устья и верхнюю ее часть, бочковидную часть. От­ душник предназначен для трубы угольного самовара. Кожух - ниж­ ний раструб дымовой трубы. Пе­ чурки служат для прослушивания носков, рукавиц. Кровати обычно располагали напротив печи, вдоль противоположной стены избы. Спинки кроватей - изго­ ловья и изножье чаще всего делались глухими, украшен­ ными сверху несколькими парными фестонами. Кровати застилались поверх набитых оленьей шерстью матра­ сов лоскутными одеялами. Местом для сна детей постар­ ше служили полати, занимавшие на высоте, превышав­ шей человеческий рост, все пространство от боковой стенки печи до противоположной боковой стены дома и от порога до печного столба. Зыбка, колыбелька подвешивалась на веревках к шесту на потолке или к кольцу. Обратим внимание на пол. Он сложен из широких цельных плах. Гладко обтесанные бревенчатые стены, не оклеенные и неокрашенные, широкие некрашеные половицы и лавки вдоль стен - все сверкает чистотой и опрятностью. На столе домотканая скатерть, на стенах вышитые полотенца в красном углу - иконы в начищен­ ных до зеркального блеска окладах, на воронцах отли­ вают солнечным цветом медная посуда. Дом помора величав и просторен. Эти старые сереб­ ристые срубы хранят память о наших предках, об их тру­ долюбии и мастерстве, об их мерилах ценностей в чело­ веческой жизни. Домостроительство на Терском берегу было искус­ ством общенародным и повсеместным, пожалуй, самым- самым главным. Сегодня разрушаются и уходят из жиз­ ни древние деревянные постройки, в том числе и помор­ ские избы и неповторимые отдельные хозяйственные со­ оружения: рыбные амбары, сет- ницы, баньки, теневые избы. И сказочная деревянная Русь ухо­ дит с Севера, оставляя о себе память лишь в летописных ис­ точниках, живописных полотнах, фотографиях, сказаниях и пес­ нях народа. А программа созда­ ния "Терского национального парка", включавшая в себя со­ хранение художественных дере­ вянных построек старины, оста­ лась лишь проектом на бумаге, так и нереализованным в жизни. "Поморская изба" в экспозиции Мурманского областного музея. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz