Живая Арктика. 1999, №3-4.

№ 3-4 (17-18) век краеведения декабрь 1999 Николай ЧУКОВСКИЙ о слюдяной горе в Медвежьей Горе мне удалось услышать народ­ ную сказку. Казалось бы, что тут удивительно­ го: большинство русских былин и сказок записано в этом прионежском краю, в бывшей Олонецкой губернии - и про Илью Муромца, и про Добрыню Никитича, и про Але­ нушку, и про Змея Горыныча. Но дело в том, что сказка моя не про Змея Горыны­ ча, не про Аленушку, а про помощника начальника стан­ ции и Слюдяную Гору. Рассказал мне ее стрелочник Мур­ манской железной дороги. На станции Жемчужная, на севере Карелии, - начи­ нается сказка, - жил да был помощник начальника стан­ ции. Был он человек непьющий, болтать не любил - да с кем болтать, если на Жемчужной всего семь человек, давно все переболтано - и в свободное время ходил с лайкой на охоту. Пошел он как-то и заблудился. Осень, лист на дере­ вьях желтый, солнца нет - день пасмурный. Шел он все перешейками между какими-то озерами. Видел множе­ ство лосьих и медвежьих следов. Идет, идет, ищет ли­ нию железной дороги - никак не выбраться, шиш возьми! Четыре дня блуждал. Вышли у него спички, и стал он есть сырых глухарей. А глухарей там было так много - и все непуганых, - что можно их дулом ружья с веток сби­ вать, не стреляя. Четвертую ночь ночевал он возле какой-то горы. Ут­ ром проснулся, поднял какой-то скатившийся с горы ка­ мень и видит: камень слоистый, раскалывается в руках на тонкие пласты. Чистая слюда. Полез он на гору - не для того, чтобы обследовать, ему не до обследования было, - а чтобы посмотреть, не видать ли где железной дороги. А гора вся как есть слю­ дяная. На миллионы слюды лежит. А, может быть, на миллиарды, шиш возьми! Добрался он до вершины и вдруг увидел поезд - да­ леко далеко - белый дымок над лесом. Он обрадовался схватил маленький об- ^■4 uaj X& o разчик слюды и побе­ жал. Шел весь день. И опять заблудился меж­ ду озерами. Нет желез­ ной дороги и нет... К вечеру не выдер­ жали его ноги, упал он в лесу и очумел. Настала ночь - уж пятая ночь, как он из дому вышел. Проснулся он под утро от страшного шума над головой. Вскочил и видит - в двух шагах от него за кустами, поезд идет. Оказывается, сва­ лился он возле самой железнодорожной насыпи, не за­ метил ее с усталости. Побрел он по шпалам. Скоро по­ добрали его рабочие, проезжавшие на дрезине, и отвез­ ли на станцию Жемчужную. Здорово ел он после такой голодовки, здорово спал, а когда проснулся, - вспомнил про образчик, который бол­ тался у него в кармане. А в то время на Жемчужной был инженер, производил какие-то изыскания. Рассказал он все инженеру, показал образчик, а тот только ахнул: - Покажешь, - говорит, - гору, я тебе пять тысяч от­ валю, шиш возьми! Но наш помощник начальника станции видит инже­ нера насквозь. - Не надо мне, - отвечает, - твоих пяти тысяч. Ты мне пять тысяч дашь, а потом с Советской власти двес­ ти тысяч за показ возьмешь. Нет, - говорит, - гора народ­ ная, я сам за нее ничего получать не хочу и тебе не по­ зволю. Оставил он инженера с носом и пошел в исполком. В исполкоме увидели образчик и как будто спятили: - Настоящая экспортная слюда! - кричат. - Да ведь это почище апатитов, шиш возьми! - И просят помощни­ ка начальника станции: - Веди нас, пожалуйста, скорее на свою гору, тут дело государственной важности всесоюзного значения. Он, что ж, повел. Идут они день, идут другой, все лесом да перешейками между озерами. И видится ему - будто он тут шел, а будто и не тут. Там места все похо­ жие - лес, да пригорки, да маленькие озера. Может быть, он здесь вправо свернул, а, может быть, - влево. Увидит остров, как будто и тот, да нет, на том острове, что он видел, в первый раз проходя, камня такого не было. Уви­ дит поваленные деревья, как будто и те, как будто видел их раньше, да нет, те деревья у самой воды лежали, а эти посреди леса. Так плутал он с исполкомщиками по лесу три недели и не нашел своей слюдя­ ной горы. Ищет он с тех пор свою слюдяную гору вот уже третье лето. И все не находит. Но найдет, шиш возьми, найдет!.. Вот она, новая народ­ ная сказка Карело-Мур- манского края. Вместо Иван-царевича в ней же­ лезнодорожник. Вместо Кощея - рвач-инженер, вместо прекрасной царев­ ны - гора с экспортной слюдой. Новые времена - новые сказки. Чарнолуского „Северная бригада ". 1930 г. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz