Живая Арктика. 1999, №3-4.

Гавщщл РИХТЕР ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИМАНДРЕ И ФЕРСМАНЕ Г.Д. Рихтер (1899-1989) Л етом 1922 г. начальник почвенно-ботанического отряда Кольской экспедиции Н.И. Прохоров при­ гласил меня принять участие в работах отряда. Организованный в 1921 г. отряд в прошедшем году провел рекогносцировочные исследования на восточном берегу озера Имандра и заложил основу опытной сельс­ кохозяйственной станции на ст. Хибины Мурманской ж/д В текущем году предполагалось провести почвенно-бо- таническое обследование западного берега озера в рай­ оне Монче- и Чуна тундр. Наш маленький отряд состоял всего из 4 человек: начальника отряда - почвоведа Н.И. Прохорова, ботани­ ка - О.И. Кузеневой, агронома и заведующего опытной с/х станцией в Хибинах Г.М. Крепса (впоследствии орга­ низатора идиректора Лапландского Государственного за­ поведника) и автора этих воспоминаний. В то время, построенная наспех (в 1916-1917 гг. ) военная, однопутная железная дорога в Мурманск дей­ ствовала еще не регулярно. Движение пассажирских по­ ездов еще не было открыто, товарные же поезда от Пет­ рограда до Мурманска шли 5-6 дней. Многочисленные отряды Кольской экспедиции, руко­ водимые А.Е. Ферсманом, грузились в Петрограде в не­ сколько "теплушек" - товарных вагонов, оборудованных нарами, скамейками и железными печками - прицепля­ лись к товарным составам. Условия поездки по недостроенной "Мурманке" зас­ луживают особого описания. Профиль и закругления пути в то время еще не были выровнены, и небольшие слабо­ сильные паровозики с громадным трудом преодолевали крутые подъемы невысоких лесистых гряд-"сель" и хол­ мов. При подъеме средней крутизны паровоз пытался втащить весь состав сразу, но это удавалось ему не все­ гда. Выбиваясь из сил, паровозик тащил вагоны все мед­ леннее и медлен­ нее, наконец, не до­ стигая перевала, он останавливался и с увеличивающейся скоростью, пятясь на тормозах, воз­ вращался к основа­ нию склона, чтобы делать следующую попытку. Бывали случаи, когда на пе­ ревале состав раз­ рывался на две ча­ сти, и паровоз с частью вагонов продолжал свой путь, а оторвавшаяся хвостовая часть состава скатывалась об­ ратно вниз по склону, где с помощью пассажиров оста­ навливалась у нового подъема. Чтобы избежать разры­ ва состава, в некоторых опасных местах поезд на разъез­ де расцепляли и по частям проводили до следующего разъезда или в конец состава прицепляли "толкача" - второй паровоз. Операция по переправке вагонов занимала несколь­ ко часов, что давало возможность сотрудникам отдель­ ных отрядов, занимавших разные вагоны, не только об­ щаться, но проводить научные наблюдения, собирать грибы и ягоды, купаться в многочисленных озерах и реч­ ках и загорать на солнце. Если на подъемах скорость поезда была настолько мала, что можно было идти пеш­ ком рядом с ним, то на спусках при нарастающей скоро­ сти вагоны метались из стороны в сторону. Особенно сильное ощущение пассажиры получали при переезде через реки и ручьи. Мосты в то время были все деревянные, ряжевые, скрепленные болтами, и при проходе поезда бревна скрипели и шатались, вагоны сильно раскачивались, а от ряжевых устоев по воде раз­ бегались мелкие волны. Но вот уже поезд на разъезде Белый. Первым его покидает группа сотрудников минералогического отряда во главе сА.Е. Ферсманом. Вто время маленький разъезд не имел даже платформы, одиноко стояла небольшая изба-вагон, где помещался начальник разъезда с несколь­ кими помощниками. Сейчас на этом месте находится крупная узловая станция Апатиты. Выскочившие из теплушки сотрудники экспедиции, во главе с Ферсманом, в полном походном снаряжении, с большими рюкзаками, увешенные инструментами, не дожидаясь отхода поезда, помахав лишь приветственно руками, направ­ ляются разме­ ренным шагом по известной им с прошлого года тропинке через болота и ручьи прямо в марш­ рут по Хибинс­ ким горам, кото­ рый должен за­ кончиться через 2-3 недели. Ос­ тальная часть 4S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz