Живая Арктика. 1999, №3-4.
№ 3-4 (17-18) век краеведения декабрь 1999 ресных кинодокументов об ис тории освоения Арктики. В конце зимы 1914 года на “Св. Фоке’’ жестоко свирепству ет цинга. Н.В. Пинегин - один из немногих на судне, чей орга низм не поддается этой болез ни. Каждый день он ходит на полынью стрелять птиц и неиз менно возвращается с богатой добычей. Можно предположить, что эта весенняя охота Пинегина спасла не одного седовца. Со ставляя новую карту северо-за падного побережья Новой Зем ли, Георгий Седов, назвал име нем своего друга западный ос тров из двух южных Крестовых островов и западный мыс у вхо да в залив Иностранцева. По возвращению из экспе диции Николай Васильевич не устанно занимается обработ кой дневника, который вел на “Св. Фоке”. Результатом этой Овідь вь честь членові первой русской экспедиціи к і Сіверному полюсу, ст. лейтенанта J. JT. Сідова, устраиваемый комитетом* содѣйствія экспедиціи я лицами сочувствующими ей, вь г. Архангельск*, віТоргово-5Тромншлеииомісовраиіи,7-гоавгуста1912г. & Ж е : О/Сасіі^ісгаыъ. d^LcatiMtbj ^имонРамг. ОЛ/оЛл#; ОУСатить, -Ща. >е, Qi/Lufce/іы , работы стала книга “В ледяных просторах” (Берлин, 1922) - одна из лучших в мировой ли тературе об Арктике. Выход в свет этой книги становится пе реломным моментом в жизни Пинегина. Писатель превалиру ет над художником. Апатитский музей-архив Ис тории изучения и освоения Ев ропейского Севера представля ет своим посетителям и иссле дователям коллекцию, отража ющую жизнь идеятельность это го замечательного человека. В архиве музея хранится также редкий номер литератур но-художественного журнала "Жар-птица", издававшегося в Германии, в котором опублико ван рассказ-зарисовка "У паду на", где Николай Васильевич Пинегин передает услышанные от сонгельского лопина-колдуна сказки-были. Николай ПИНЕГИН ы п н п ы н н ( И з с к а з а н севера) Ш умят пороги, прыгают бешеные водопады. Вся природа пробуждается и весело торопится ски нуть с себя последнюю дремоту. А солнце, солнце, не зная покоя, день и ночь не сходит с светлой дороги, слов но не может оторваться от края, забытого им зимой. Тянутся к тучам вараки-горы и угрюмые утесы, ска лы не хотят сравняться с землей, недавно, кажется, выб росившей их в родовых муках. Обволокли землю первобытные леса, леса без краю и начала. В этих лесах не звенит еще топор, но люди живут. Люди такие же первозданные, не отошедшие еще от природы-матери, такие же простые, как она. Зябнут в мороз и вьюгу полярных ночей, мокнут в соленой, холодной воде, кормят кровью комаров. Все гда готовы на беду. Но примеры матери всегда пред гла зами: знают они, что сладка и в пользу идет пища, добы тая своим трудом. Разве не видят они каждый день, что делает эта глу пая рыба семга, прыгая часами и днями на отвесную струю водопада, чтобы попасть-добраться до тихой за води, где можно посеять новое поколение. Разве можно понять, как извивается полярная берез ка, в старании выжить от студеного полуношника. Тон кая березка за надежным прикрытием выпрямляется, распускаясь неожиданно прекрасным, курча вым кустом, пока снова не прибьет сердитый ветер ее шустрые побеги. У водопада-падуна стоят три "тупы" - лопарей. В одной живут "ямщики" лодочной почты, в другой - рыбаки семужьего забора, третья отведена под "земскую станцию". В яме под горой пара амбаров, зеленых от водяной пыли, а поодаль над самым паду ном - древняя часовенка, Бог весть когда и кем поставленная. Тут неизменные, тоже зе леные мшистые кресты. Выйти на волю из из бушки, оглянуться - пылит внизу и грохочет неугомонный водопад, а взмыленные воды его, шумя, несутся мимо, мимо. Рис. А.Бенуа 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz