Живая Арктика. 1999, №3-4.
Ns 3-4 (17-18) декабрь1999 ИЗ ФОНДОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНОЙ Б И Б Л И О Т Е К И Сергей Максимов (1831-1901) Выдающимся бытописателем Кольской земли являл ся Сергей Васильевич Максимов, автор двухтомной книги "Г эд на Севере" ( СПб., 1859). После неудачной для России Крымской войны (1853- 1856) в правящих верхах возникло намерение по примеру французов набирать во флот жителей, с детства при выкших плавать на судах. Гпава военно-морского ведом ства Великий князь Константин Николаевич предложил организовать "литературную экспедицию" для изучения образа жизни населения на побережьях морей, озер и боль ших рек. С.В. Максимов выбрал Русский Север. В книге "Гэд на Севере" описанию жизни в нашем крае посвящены три главы: "Кола", "Мурман", "Терский берег Бе лого моря". Автор подробно рассказал о всех существо вавших на Севере промыслах, среди которых первенство вал лов трески и палтуса на Мурмане. Обстоятельно опи саны традиционные порядки "покрута" (подряда) богача ми обедневших крестьян на работу, их отправка на Мур ман со всеми обрядами: начиная с угощения и проводов по- крученников с Беломорья на Колу с "плачами" и причитани ями их жен, скорбными песнями уходящих на полгода "мур- манщиков" и кончая возвращением домой и расчетом "хо зяев" с работниками. Максимов отмечает, что, несмот ря на тяжесть труда и быта, унижения и бедность, рядо вые поморы сохраняют бодрость духа, оптимистический настрой, которые помогают им преодолевать все невзго ды и удары судьбы. Из Кандалакши, славной сельдяными промыслами, писатель проследовал в Колу. Единственный в крае город предстал в виде десятка жалких хижин и землянок: селе ние только еще начало возрождаться после английского погрома в августе 1854 года. Исчез в огромном пожаре 19-главый Воскресенский собор постройки 1681-1684 го дов. В беседе с писателем местные жители говорили: "Колы-то жаль... Пуще того жаль собора нашего: такой он был приглядный, хороший, таким благолепием сиял, осо бенно вон с горы Соловараки - все отдай, да мало. Очень его жаль!" Максимов повсюду записывал предания, песни, поговорки, присловья, прозвища, промысловые термины, местные обычаи и выражения. Собирал исторические све дения о селениях, монастырях, скитах, старинные руко писи и книги. В Коле, например, ему передали стихи ссыль г о дъ НА СЪВЕРѢ С - М А К С И М О В А ТОМЪ ПЕРВЫЙ БѢЛОЕ ЮРЕ ИЕГО ПРИБРЕЖЬЯ САН КТП ЕТ ЕР БУР ГЪ И а Д А Н ІЕ К Н И Г О П Р О Д А В Ц А Д. Е К О Ж А Н Ч И К О В А 1859 ного петербуржца о его поездке на мурманские промыслы, и он поместил их в своем сочинении. Сочинение Максимова насыщено массой деталей повседневной жизни, какие на прасно искать в официальных документах. Вот "куча де вок с песнями и смехом плывут в карбасе на ближний ост ров докашивать траву или добирать ягоду". На Мурманс ком берегу "между делом, при затянувшейся неблагопри ятной морянке, досужие мастера работают разные без делушки - детские игрушки, кораблики, голубков из гнутых лучинок". Рассказ старожила-колянина: "По завету отцов скому весело празднуем святки, масленицу и святую неде лю (пасху), на те поры у нас и песня, и сказка, и ребята со звездой ходят и стих поют, и хухопьники (ряженые) бро дят, и все такое". Возле жилища бегают собаки, хозяин поясняет: "Собака у нас заместо лошади, на них мы все возим - воду, хворост и другую кладь". Интересны сведения о лопарях - их характере, заняти ях, отношениях с русскими. "Лопари, - сообщает Макси мов, - охотно и часто выселяются ближе к русским селе ниям... женятся на русских девушках... Многие лопари при учились в последнее время к русским кафтанам, при кото рых носят ныне и картузы с козырьком... Миролюбивым ха рактером дышат все сношения лопарей с русскими... Пат риархально-гостеприимный в своей веже лопарь в сноше ниях своих с русскими любит заводить тесную дружбу, род братства... блюсти вековой обычай "крестованья"- обме на нательными крестами". Старик-копянин говорит Мак симову: "Лопарь добр: придешь к нему в вежу - всем потчу ет. Вчерашней рыбы не даст, а живую тащит, сегодняш нюю... Ты с ним крестом поменяйся, крестным братом на зови, так он за тебя тогда душу свою заложит... Добрый, хлебосольный народ". Книгу Максимова, по свидетельству современников, "читали нарасхват". До ее появления во внутренней Рос сии имели слабое представление о "дальнем Севере". Те перь читающей публике открылся целый мир с его ориги нальной культурой и особым укладом жизни. Критик А.В. Дружинин отмечал великую заслугу писателя, кото рый дал достоверную "физиономию края". В 1861 году Рус ское Гэографическое общество удостоило золотой меда ли это уникальное по богатству фактического материа ла и зоркости наблюдений сочинение С.В. Максимова. Подготовила В.В. Терещенко. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz