Живая Арктика. 1999, №3-4.
№3-4 (17-18) декабрь1999 Б ерем енная женщ ина и мужчина с копьем. От мужской фигуры идет линия - возможно, симво лизирую щ ая пуповину, линия уходит в воду озе ра. Остров Каменный. тью выбранные по всему силуэту. Интересны ка менные рисунки человека. Из бо лее чем 40 его изображений, вы явлено лишь четы ре профильные фигуры, осталь ные представляют собой изображе ния анфас. Наибо лее показательна в этом отношении самая крупная че ловеческая фигу ра - “Шаман” (око ло 1 м в длину). “Ноги сильно со гнуты в коленях, ступни вывернуты наружу, руки так же сильно согнуты в локтях и подняты вверх ...голова лишена убора, внизу виден привязанный хвост ”. Так известный ленинградс кий археолог Н.Н. Турина в своей книге “Время, врезан ное в камень” описывает изображения человеческих фи гур на наскальных рисунках в Чальмны-Варрэ. К сказан ному можно еще добавить, что у “Шамана” мы видим ок руглый живот, непропорционально большие кисти вытя нутых над головой рук и короткие ноги. На кистях рук и ступнях ног прорисованы все пальцы. Подобную особен ность мы встречаем и на Беломорских петроглифах, в частности, это характерно для центральной фигуры беса группы “Бесовы следки”. Необходимо отметить, что на Беломорских рисунках человеческие фигуры анфас встречаются значительно реже, чем в профиль (выше упоминаемая фигура беса также изображена в профиль), напротив, на петроглифах Чальмны-Варрэ практичес ки все рисунки выполнены анфас, по выражению Гуриной, “как бы пля шущими”. Изображение охоты на белуху с лодки. Рисунок примечателен тем, что на лине, идущем от лодки к белухе, показан поплавок (до сих пор такие поплавки используют в морской охоте на китов эскимосы. Делается он из кишок или желудка кита). Остров Еловый. Очевидно, что за многие годы большая часть пет роглифов реки Умба уже исчезла, и в первую очередь, под воздействием мощных весенних ледоходов, ежегод но атакующих скалы островов. В некоторой степени ри сунки разрушают лишайники, покрывающие скалы, ко торые сложены довольно мягкими горными породами. Но есть и антропогенные факторы, угрожающие рисункам. Каждый в своей жизни не раз читал надписи типа "Здесь был Петя". Некоторым людям свойственно непреодоли мое стремление увековечить свое имя где угодно и как угодно. Не избежали подобной участи и скалы этих мест. Наи более ранние из этих “автографов" датируются 60-ми годами нашего столетия. Некоторые из надписей начер таны прямо поверх бесценных петроглифов Вполне вероятно, что уникальность и значимость ар хеологического открытия на Кольском полуострове с каж дым годом все больше будет привлекать туристов в эти места. Поэтому можно с уверенностью предсказать рост антропогенной нагрузки на территорию исторических па- Шаман с маской оленя или лося. Человек-олень (?) Скала Одинокая. мятников и окружающую их природу, и уже сейчас сле дует задуматься о более широком спектре охранных мер. Одной из них может быть создание особо охраняемой территории историко-природного заповедника или наци онального парка. Какие предпосылки имеются для этого? Акватория реки Умба уже сама по себе является охраняемой тер риторией, ведь это семужья река. В непосредственной близости от островов с петроглифами находится пост Терской рыбинспекции. Также эта территория граничит с Канозерским лосиным заказником. Таким образом, со здание историко-природного заповедника или природно исторического национального парка в этом районе смог ло бы взаимовыгодно объединить усилия по охране ис торических памятников, природных (рыбных, охотничь их и лесных) ресурсов и послужить хорошей базой для дальнейших научных исследований. Впоследствии вполне вероятно включение террито рии данного очага древнего искусства в программу Все мирного наследия ЮНЕСКО, как это уже сделано с на скальными рисунками Норвегии (Альта), Швеции и пла нируется с петроглифами Онежского озера (Карелия). Краеведческий музей п. Ревда (ОАО "Севредмет") 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz