Живая Арктика. 1999, №2.

№ 2 (16) июнь 1999 Валентин Гуринов с : < у ъ ы Б У ? - " У щ а в ы р с Я " И стория фольклорного ансамб­ ля "Луявьр" начинается в 1929 г., с приездом в Ловозеро одаренного человека, учителя сельской школы Ни­ колая Дмитриевича Юшкевича. Он на­ чинает проводить систематические уро­ ки колле ктивно го пения в районе. Объединением старших классов было положено начало развитию хорового жанра. Николай Дмитриевич учил детей любить и понимать песни. И они про­ несли эту любовь через всю свою жизнь. Очень активными на занятиях были: Капиталина Канева, запевала - Ксения Канева, Григорий Артиев, Ага­ фья Попова и многие другие. В начале 30-х годов хоровые круж­ ки стал вести и директор школы С.С. Со­ колов, подготовивший много хористов. Женщины хора вспоминают, что пели в те годы русские и советские песни, такие как: "В низень­ кой светелке", "Дан приказ ему на запад", "Мужики дрова рубили". Повествуя о хоровом жанре, надо сказать, что в ло- возерской церкви на службах, вместе с поповскими доч­ ками пели Гаврила Гаврилович Канев (в шутку его звали "гав-гав"), Диамид Петрович Филиппов, Степан Ильич Фи­ липпов. Двое первых в 1937 году были репрессированы. Перед войной в Ловозеро приехал Петр Нифантье- вич Бекренев. Он хорошо пел, играл на гармошке. Куль­ турная жизнь в Ловозере еще больше оживилась, так как в этот период, кроме школьных, работали два самодея­ тельных хора. Репертуар - народные и советские песни, частушки на злобу дня, и, даже, разученная с Павлом Кравчуком на коми языке - "Если завтра война". Началась война. Многие участники самодеятельно­ сти ушли на фронт, но не все вернулись в родное село. Погибли Леня Корольков, Костя Агеев. На венгерской земле погиб в 1944 году и основатель хора Н.Д. Юш^ кевич. В послевоенные годы долгое время хо­ ром руководил С. Соколов, а аккомпаниро­ вали на баянах Иван Канев и Николай Хатанзей. В 50-х годах эстафету руководства хо­ ром приняла Любовь Андреевна Бессо­ нова - молодая, энергичная, любимица коллектива. Аккомпаниатором у нее был аккордеонист Дорофей Акимович Хатан­ зей (который потом женился на своей ру­ ководительнице). В 1957 году в хоре появляется боль­ шая мужская группа: Ф.Ф. Филиппов, В.В. Канев, Е.И. Смирнов, В.В. Смирнов, Ю.П Будылев, К.В. Елисеев, В.И. Рогозин и дру­ гие. В 1958 году на месте старого клуба под­ нимается каменное здание Дома куль­ туры. А бревнышки церкви, построенной еще во второй половине XIX века, улег­ лись в большой жилой дом. Он и сей­ час стоит у дороги в северной части села. Первым директором ДК стала Ка­ питалина Григорьевна Канева - ветеран хора, которая вместе с мужем Иваном Васильевичем - работником "Красного чума” (прототип агиткультбригады )-до конца дней своих заботилась о судьбе хора и его людях. Начиная с 1966 года началась и моя работа с хором. В 1967 году в Ленинг­ раде, на фестивале, посвященном 50- летию советской власти, мы исполняли саамскую народную песню "Кухт парнэ" (Два жениха), в сложном четырехголос­ ном изложении. В 1968 году хору было присвоено звание "народный" и он реорганизовался в народный ан­ самбль песни и танца. Это позволило коллективу рас­ ширить свои возможности. К этому времени сформиро­ валось и его творческое лицо. В программы включались сольные песни П. Коньковой, М. Захаровой, Г. Кузьми­ ной, В. Юлиной. В представлениях использовались де­ ревянные маски и скульптура "Человек-олень" народно­ го мастера Якова Яковлева. В хоре было много саамской молодежи: сестры До­ мна и Анфиса Захаровы; сестры Тамара и Зинаида Юш­ ковы; сестры Фефеловы: Татьяна Нехаева, Ульяна Сак- маркина и Мария Медведева; сестры Коньковы Павла и Галина, Эмилия Добрынина, Любовь Стетюха. Для музыкального сопровождения и теперь исполь­ зуются бубен, колокольчики, постучалки, завывала, жуж- жалки, свистульки, оленьи копытца и рожки, природные камушки. Есть у нас и такой реквизит: шкуры и рога оле­ ня, рыбацкие сети, огниво, берестяной мяч, веревки, хо­ реи, меховые сувениры и другие предметы быта.С 1986 году за ансамблем закрепилось звание "Лу­ явьр", что в переводе с саамского означает — Ловозеро. Бурная деятельность ансамбля предопределила и создания саамских фоль­ клорных коллективов "Ойяр", "Воафсхэс" и коми - "Ижма". Их руководителями ста­ ли наши бывшие участники М.Медведе­ ва, ЭДобрынина, С.Филипченко. Кстати, последний, Сергей Владимирович, в сво­ ем коллективе "Ижма" удачно сочетает и роль аккомпаниатора. В "Ойяре" это де­ лает И.Малеев. Несомненно, что ансамбль "Луявьр" своей деятельностью внес большой вклад в развитие, популяризацию и утверждение куль­ туры коренного народа - саами. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz