Живая Арктика. 1999, №2.
№ 2(16) т * ^ * J июнь 1999 По рассказам о нем матери Тамары Ивановны Боккоевой, внучки Распутина, - Михаила Ивановича в селе уважали и как единственного грамотного человека, и как священника. Никому никогда ни в чем он не отказывал, спешил на помощь. Понимал даже в медицине толк и дорогу от Ловозе- ра до Пулозера добился построить. И озе ро в честь его Поповским прозвали. Когда солнышко летом пригреет, на большом кам не любил спать, что у самой воды стоит. Частенько его местные жители там сидя щим видели. И чего греха таить, выпить тоже любил и когда много выпивал буйным становился, так у кого грехов не бывает... В годы интервенции Распутин снабжал жителей продуктами. Закупал у них пушни ну и отправлялся торговать в Мурманск или Колу. На вырученные деньги продуктов на бирал и торговал ими в Ловозере. В 20-х годах он участвовал в создании кооперации, был избран первым ее пред седателем. "Полярная правда" писала о нем, что мол служит в Ловозерском кооперативе поп - гладко, хозяйственно. Да, никак не отличить, где его лич ное хозяйство, а где общественное. И умеет тот поп ла дить со всеми. Не пропускает ни одного митинга, ни од ного собрания, за коммунистов громче всех слова гово рит, "Интернационал" поет, ходит с демонстрацией по Ло- возеру. Молодой сын его, Иван Распутин, активно участво вал в общественной жизни Ловозера. На сцене обще ственного клуба играл роль мужика "старого закала". То пая ногами и ворча в точности копировал отца: "В бога не верят, в церкву не ходят". Зрители, узнавая священ ника, покатывались со смеху, а Иван получал потом от отца изрядную трепку. В начале тридцатых годов начались гонения и реп рессии церковных деятелей. В 1932 году забрали и Рас путина. Больше уже в Ловозеро он не вернулся. По рас сказу работника Соловецкого монастыря, он по докумен там Соловков находился там и был расстрелян за свою церковную деятельность. Жена Распутина, Анна Петров на, боясь, что арест мужа может повлиять на ее судьбу и судьбу детей, сменила свою фамилию на девичью - Ев сееву. Фамилию-то сменила, но так всю жизнь и продол жала бояться прихода милиции. Вспоминают старожилы села Ловозеро. Вот рассказ Каневой Анны Гавриловны: "Родилась я в Ловозере в 1906 г. Мои родители, коми, приехали в село вместе с Поликарпом Рочевым, который в последствии был ста ростой Ловозерской церкви. Помню церковь Ловозерс- кую хорошо, людей очень много приходило на службу, церковный приход был большой. Люди приезжали с Ива новки, с Краснощелья. В праздники служба в церкви про исходила большая, а так ежедневно: утреня, обедня, и вечеря. В церкви натопят печь - тепло. Староста Поли карп постоянно звал нас подсвечники чистить. Родители рассказывали, что Поликарп на двух санях с Териберки огромный колокол привез. Все удивлялись, как он в гору смог поднять его. Михаил Иванович Распутин запомнил ся мне седоватым человеком, помню, как детей в Колу возили крестить и как его забрали... Поз же и Поликарпа раскулачили, он уже ста рый был. Людей заставляли писать заяв ления о том, что церковь не нужна, запу гивали, вот все и подписывали..." Вспоминают Елена Абрамовна Терен тьева и Марфа Васильевна Вокуева: "Ког да купола снимали с часовни, детей со школы приводили смотреть. Мы видели, как большой колокол упал на землю - зем ля ахнула! От колокола откололся кусок, так этот кусок раскулаченные мужики ше стами погрузли на сани, их было человек 15-20, а сам колокол, на специально сде ланных санях отправили на переплавку. Увозили несколькими упряжками. Когда церковь переделывали под клуб, то все иконы сжигали и опять школьников при водили смотреть, мол вот, как попы лю дей обманывали. В 1932-1936 гг. ходили по домам, смот рели, чтобы иконы в доме не висели. Жи тели их прятали. Поликарп, староста, был очень богатым, а умер в нищете, все у человека отобра ли. Когда строили новый клуб, то бульдозером разруши ли много могил. Черепа и кости долго лежали на цоколе старого магазина..." Своими воспоминаниями делятся сестры Рочевы - Варвара Федоровна и Анна Федоровна (соответственно 1912 и 1917 года рождения )." Ой, и много прихожан хо дило в Ловозерскую церковь. Поп-то, Михаил Распутин, добрый был, за крещение и отпевание у бедных совсем мало брал. Его все прихожане очень уважали, никогда при нем матом не ругались, - не дай бог узнает! Богатые на праздники делали пожертвования церкви в виде сто га сена, туш оленей, теленка. Батюшка это все продаст и на вырученные деньги купит свечей, икон. На Пасху в церкви крашенные яйца раздавал, поздравлял с празд ником. И Поликарп был добрый. У моста выстроил шко лу, сейчас там дети занимаются народным творчеством. В 1932 батюшку Михаила репрессировали. Говорят, что на него наклеветали. А он ведь и в воскресной школе преподавал... Поповский дом располагался рядом с цер ковью, так на его месте потом построили здание райис полкома. До сих пор там береза стоит старая, что рядом с домом Распутиных росла. После репрессирования ба тюшки службы в церкви не проводили. Приезжал иногда батюшка из заключенных на крещения и отпевания, да и то недолго. Рядом с церковью было кладбище, там хо ронили богатых людей, были красивые памятники, огра да старинная. В 1938 церковь стали переоборудовать под клуб. Людям внушали, что церковь - это заблуждение, на глазах детей жгли кресты, иконы, книги церковные. Вначале ногами потопчут, а потом швыряют в огонь. Заставляли людей от церкви отказываться, документы разные подписывать. Когда стали новый клуб строить, то вырыли котлован, где располагалось кладбище. Раз рушили все могилы, даже перезахоронить останки не дали. На утро весь котлован залили водой..." • С егодня все возвращ ае тся на круги своя и в Ловозере строится новая Богоявленская церковь. Люди вновь поворачиваются лицом к Господу. 4 2 5 ГГОБОЗЕРО Михаил Распутин (1881-1937) 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz