Живая Арктика. 1999, №2.

живущий рядом с нами, тоже возрождает свой язык и культуру, а 30 января встречает свой Национальный день. В марте 1999 года в Ловозере прошел очередной, 65-й Праздник Севера. Участвуют в гонках праздника оленеводы на ярко ук- рашеных оленьих упряжках, совершают почетный круг возле тундрового огня, перед которым преклонялись наши предки, и получают в подарок обереги треугольной формы, сделанные из сукна. По поверию, обереги охра­ няют саама от дурного глаза, приносят удачу. Эти обере­ ги пастухи вешают на рога передового оленя. Хочется рассказать и о летних саамских играх, заро­ дившихся в 1985 году по инициативе А. А. Антоновой. Но если заглянуть в историю саамского народа, можно уви­ деть и корни этого праздника. В далеком прошлом существовал особый обряд, по­ священный поклонению саамскому божеству - Мянда- шу. Этот обряд осуществлялся в день добычи оленя-ди- каря. Охотник, чтобы сосредоточиться во время пресле­ дования оленя, клал себе "на зубок" небольшой каме­ шек, который держал между зубами. Потеряешь камень - потеряешь зверя. "Ты камешек не простой, камушек моей удачи, - говорил охотник. - Положу я тебя на зу­ бок, чтобы не разбегались глаза, не отвлекался слух. При­ несешь ты мне удачу охотничью". Убив дикаря, охотник подвозил тушу к куваксе, нарубал березовых веток, об­ рубая все сучки. Каждое обрезанное место обмазывалось кровью жертвенного оленя и березовые ветки ставились окровавленной стороной внутрь, образуя ограду, в юж­ ной части которой вход закрывался тремя еловыми вет­ ками. В ограду охотник приглашал войти кровных род­ ственников. Мужчины ели мясо для поддержания мужс­ кой силы, для продления рода, во имя Мяндаша. Остат­ ки трапезы зарывали в землю, под пепел очага, веря, что Мяндаш снова оживет под его теплом. На рога оленя вешали венок из березовых веток, унизанный кусочками мяса. Покон­ чив с ритуалом , участники молились Солнцу. А на саамских играх театрализа­ цию этого обряда показывает танцеваль­ ная группа нашего центра. В древности происходили также состя­ зания молодых людей, они выходили на бой в печках и тобурках, одетых на голое тело, держа оленьи рога на голове. Побе­ дитель получал в награду выбранную им девушку. Саамские игры состоят из спортивной и культурной программ. В состязания входят: прыжки через сани, ме­ тание аркана (лассо) на оленьи рога, саамский футбол. В культурной программе принимают участие Коми ан­ самбль "Ижма", саамские ансамбли "Ойяр" и "Чузем", танцевальная группа центра, народный ансамбль "Луявьр". Этот праздник своим национальным колоритом при­ влекает к себе и местных жителей и туристов. Место проведения - берег Поповского озера. Здесь можно по­ кататься на моторных лодках, отдохнуть, выбрав укром­ ное место у березки, поучаствовать в состязаниях, по­ слушать выступления самодеятельных коллективов. У многих северных народов, занимающихся охотой, священным животным являлся медведь. Он поражал лю­ дей своей силой и сообразительностью. Саамы считали его божественным существом, наделенным разумом. "Солнце в полдень ездит на олене-быке, вечером - на олене-важенке, а утром объезжает часть своего пути на медведе" - так звучит саамское сказание. Национальный культурный центр воз­ родил и этот старинный п раздничный обряд. В ноябре 1995 года в центре села танце­ вальная группа центра показала обряд охоты на медведя, который начинается с гадания нойда на бубне, когда решается - удачной ли будет охота . П осле того, как нойд выберет того, кто должен нане­ сти первый удар,мужчины идут к берлоге. Женщины в это время танцуют, вытаптывая место, где будет проис­ ходить трапеза. Мужчины возвращаются, везя на кере- жах (санках в форме лодки)убитого медведя, садятся на одно колено, держа перед собой копья. Женщины об­ рызгивают их лица красной краской из отвара ольховой коры.Последующие затем "Медвежьи игрища", как и лет­ ние саамские игры, состоят из двух программ. В спортивную программу входит метание из лука в шкуру медведя с закрытыми глазами, прыжки через шку­ ру медведя в высоту и длину, бег на время, в котором участник должен подобрать встречающуюся ему на пути дичь. В культурной программе можно поучаствовать в конкурсах "На лучшую имитацию походки медведя", на "Лучшую имитацию рыка медведя", выяснить в конце кон­ цов - кто "Самый сильный мужчина- медведь". Много событий происходит в стенах нашего Центра, для местного населения он стал как бы родным до­ мом, где они могут отдохнуть и твор­ чески выразить себя. И конечно же нас радует, что на ходотайство нашего ди­ ректора о приобретении нового здания откликнулось Правление организации "Браренц-регион", пообещав матери­ альную поддержку в решении этой неотложной для ловозерцев проблемы. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz