Живая Арктика. 1999, №2.
ней ижемке. Начавшаяся в 30-е годы коллективизация объединила саамов, коми, ненцев, русских в единые коллек тивные хозяйства. В колхозах и совхо зах создавались оленеводческие брига ды, в которых работали представители всех национальностей. Языком межна ционального общения был русский язык. К тому времени уже все оленеводы ез дили на двухполозных косокопыльных нартах ненецкого образца, а не на кере- жах - однсполозных, похожих на лодочку са амских санях. Коми-ненецкие малицы, тоборки, пимы были признаны более удобными и практичными и саам ские мастерицы быстро освоили их изготовление. В свою очередь ижемские мастерицы стали украшать некоторые изделия из меха сукном и бисером. Общая работа в колхозах и совхозах, совместное преодоление всех тягот кочевой жизни па- стухов-оленеводов сблизили людей, научи ли понимать друг друга. Многие коми изу чили саамский, саамы заговорили на коми языке. Тяжелым испытанием для всех стала Великая Отечественная война. На фронт уходили все: и саамы, и коми, и ненцы. Осо бенно много коренных северян было в оле нетранспортных отрядах, действовавших в Заполярье. А в селах, куда не доносился гул орудий, их ждали жены, матери, сест ры. Всем чем могли помогали фронту: ло вили рыбу, пасли оленей, выращивали кар тофель, чтобы обеспечивать фронт продук тами питания. Саамские, русские, коми, не нецкие женщины, старики, дети - жили од ной большой дружной семьей. Радость победы также ста ла общей для всех. Естественно, в семьях говорили в основном по-рус ски. Оторвавшись от материнского этноса более века назад Кольская коми диаспора сумела сохранить язык, традиции, основные черты материальной и духовной культуры. Особенно полно они сохранились в селах Крас- нощелье и Каневка, где ижемское население более мно гочисленно. Однако, это касается только старшего и сред него поколений. Среди молодежи практически нет пишущих и чита ющих на коми языке. Литератур ный коми язы к не известен на Кольском полуострове. Разговор ным языком является ижемский диалект, но его изучения в школах не было. В последние годы нача ли обучение младших школьников литературному коми языку, но он для них, - ка к и н о с транны й . Республика Коми оказывает по мощь учебниками, консультация ми, подготовкой специалистов. В облике современных сел домини руют стандартные многоквартир ные или двух-четырехквартирные дома. Мебель также повсемес тно заменена на фабричную. В некоторой степени этническое своеобразие коми жилищ со храняется за счет бытовой тра диционной утвари, но в ограни ченном количестве. В сельских домах еще можно найти дере вянные ложи, сундуки, солонки, берестяные туеса, изделия из капа, корней, тканые половики и т.д. Более устойчиво сохраняются элементы верхней зимней одежды: малицы, пимы. Бурки, тапки, тоборки, совики, шапки, изготовленные из оленьих шкур. Это связано с сохранением и устойчивостью традиционной для ижем цев системы хозяйства-оленеводства. Старшее поколе ние женщин еще носит традиционную одежду: сарафаны, кофты, передники, ко кошники, вязанные изделия с нацио нальным орнаментом. По переписи 1979 г. в Мурманской области проживало 2007 коми, в 1989 - 2167 человек. 40% из них считали коми язык родным, а 38% свобод но владели русским языком. Основная масса коми проживает в сельской мест ности. Главные проблемы коми Мурман ской области можно разделить на четыре группы: экономические, политические, культурологические и экологические. Оле неводство переживает острейший кризис, теряется рыбопромысловое значение многих рек и озер из-за экологических на рушений, распределения рыбных угодий иностранным фирмам и компаниям. В этих условиях необходимо сохранить и удержать хотя бы тот уровень культуры, что был достиг нут в течение века, вернуть утраченное и продолжить развитие родного языка, обычаев, традиций прикладно го искусства. В 1990 году была создана Ассоциация коми-ижем- цев, объединившая все ижемские диаспоры, проживаю щие в разных регионах России. Республика Коми пыта ется оказать помощь и поддержу оторванным волею судь бы от своей прародины сородичам выполнить задачи по сохранению языка, культуры и традиционных промыслов. Есть отделения Ассоциации и на Кольском полуострове. Сегодня коми, как и другие жители тунд ры, переживают не лучшие вре мена. Многим из них не хватает средств даже на удовлетворе ние самых скромных жизненных потребностей. И все же боль шинство с оптимизмом смотрит в будущее, надеясь, что жиз ненный опыт, природное спо койствие, здравый смысл и жи тейская мудрость помогут пре одолеть все трудности и успеш но решить все проблемы. И.А. Куратов о й , о л б м , о л б м . . . о , ж и з н ь . . . д коми КНИЖНОЙ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1989 ш 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz