Живая Арктика. 1999, №2.

№ 2 (16) 9 тысяч оленей. Весной 1884 года оле­ неводы достигли Кандалакшского зали­ ва и уже по ненадежному льду перепра­ вились на Кольский полуостров. Зимой 1886-1887 г. они были в его центре, в древнем саамском погосте Ловозеро. Ижемцы не имели юридических основа­ ний для поселения в пределах Кольс­ кого уезда - ни разрешения властей на переселение, ни увольнения из своего общества, ни согласия саамов на при­ ем в их погосты. Владельцы огромных стад не жалели денег на подкуп долж­ ностных лиц и спаивание саамов, что­ бы добиться приговора сельских сходов на прием в члены их общества. К концу 1888 г. у чиновника по крестьянским де­ лам Н. Макшеева скопилось несколько жалоб на то, что "стада ижемцев выби­ вают ягель и что ижемцы убивают ло­ парских оленей или уводят их в свои ста­ да". Пока длилась бумажная волокита, коми строили себе просторные дома с надворными постройками: амбарами, сараями, банями. Иван Терентьев пост­ роил небольш ой замш евый завод, открыл торговлю необходимыми товарами. По Всероссийской переписи населения в начале 1897 года в Кольском уезде находилось уже 117 коми и 25 нен­ цев, в 1900 г. в Ловозерском приходе ижемцев имелось 70 человек мужского и 56 человек женского пола, всего 11 чумов, а самоедов (ненцев) -2 0 человек мужского и 16 человек женского пола, у них числилось 4 чума. В но­ ябре 1895 года за принятие ижемцев выступил кольский лесничий И. Аувикайн, который обоснованно доказывал губернскому начальству, что в Лапландии "тундры обшир­ ны для пастьбы оленей", заселение Кольского полуост­ рова культурными оленеводами выгодно государству и потому нет смысла изгонять их из Лапландии. Противо­ положное мнение вы ска зы вала "мать л о п арей " - Т.И. Куковерова. Она требовала оградить "интересы ло­ парей - этих мирных оленеводов, коренных жителей Кольского полуострова - от хищничества ижемцев". Не­ доразумения и столкновения происходили не столько "от хищничества ижемцев", сколь­ ко на почве разного ведения хо­ зяйства и несходства обычаев. Саамы по-прежнему предпочи­ тали вольный выпас оленей, при котором животные то и дело попадали в ижемские стада. Коми при наличии клейма на ушах животного, как правило, не спорили и возвращали оле­ ней их владельцам. Но найти своего оленя в тысячном стаде было делом весьма сложным. Ссоры из-за оленей не доходи­ ли, однако, до острых конфлик­ тов и улаживались почти всегда без судебного вмешательства. Но неприязнь саамов и русских Основатели деревни Ивановки коми- ижемцы Артиевы - Иван Иванович старший (справа) и его сын, Иван Иванович младший 4 2 5 июнь 1999 Г Г О Б О З Е Р Ѳ -------------------------------------------------------------------------- к хитрым ижемцам существовала, оленеводство же вследствие прихода ижемцев не только не приходило в упа­ док, но напротив - процветало. Пере­ нимая опыт оленеводов коми, саамы стали переходить к охране стад, уст­ ройству загонов и торгово-предприни­ мательскому скотоводству. Авторитет коми, основанный на трудолюбии и предприимчивости, заставил все же ловозерцев склонить чашу весов в пользу признания законности прожи­ вания коми в Кольском Заполярье. К тому же позиции коми укрепил случай, происшедший в 1896 году. Тогда в Ло­ возере сгорела дотла Богоявленская церковь. Восстановить ее за свой счет взялись Поликарп Рочев и Иван Терен­ тьев. Рочев пожертвовал 630 рублей (стоимость 100 оленей) на сооружение церкви и ее украшение, а Иван Терен­ тьев заготовил 409 бревен и поставил просторный дом для училища. Деся­ тилетняя борьба ижемцев за право проживания на Кольской земле завер­ шилась победой. К 1915 году ижемцы составляли в Ловозере уже абсолютное большинство: 439 коми из 690 человек всего населения. В 1917 г. на реке Поной, в 8 км выше Каменского погоста, построилась сначала одна семья ижемцев, а затем к ней присоедини­ лись еще несколько семей. Так возникло село Ивановка. В 1924 г. вырос поселок Красная Шелья, в 1925 г. - Каневка. Были еще небольшие поселки Оксино и Макаровка, позднее ликвидированные. Большинство семей жили в избах русского северного типа, иногда двухэтажных, име­ ли бани и скотные дворы с полом и водогрейкой, держа­ ли скот - овец и коров, возделывали огороды, выращи­ вали картофель, репу, турнепс. Коми были грамотнее сво­ их сограждан по тундре из саамов и ненцев: в 1927 г. их грамотность составляла 45%, тогда как у ненцев она не превышала 29%, а у саамов - всего 3%. В начале XX века Россию сотрясали такие события, как Первая Мировая война, революции, интервенция, гражданская война, к о л л е к т и в и з а ц и я . Они не могли не от­ разиться и на жизни маленьких, затерян­ ных в тундре посел­ ков. Какое-то время саамы и коми еще со­ храняли обособлен­ ность, хотя вражды явной и острой меж­ ду ними уже не было. В феврале 1929 года в Ловозерском загсе был зарегистрирован первый смешанный брак: 23-летний саам женился на 18-лет- Замшевый заводик в селе Ловозеро. 1926 г. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz