Живая Арктика. 1999, №2.

№ 2 (16) июнь 1999 Зоя Брылева ИСТОРИЯ КОМИ-ИЖЕМЦЕВ В ЛАПЛАНДИИ Мый тэ ком ань, Мый эм и коми му, и коми кыв... А. Некрасов У каждого народа своя история. Есть она и у коми. Именно об этом говорится в одном из стихотво­ рений коми поэта А. Некрасова. Исторические судьбы народа коми сложились свое­ образно. Древняя этнолингвистическая общность возник­ ла в Прикамье. Более 1000 лет тому назад эта общность разделилась на 2 части, из которых одна осталась на исконной территории, другая переселилась на север - в бассейн рек Вычегды и Юга. Уже в конце XIV века рус­ ские источники различали Пермь Вычегодскую и Пермь Великую на Каме. К началу XVII века за "пермским" коми населением Вычегорского края прочно установилось имя "зыряне", тогда как родственное ему население Прика­ мья стали называть "пермяками". Коми-зырянское насе­ ление постепенно расселялось все дальше на север, ос­ ваивая бассейн Печоры с притоками Ижма и Уса. Коми-русские отношения начали складываться еще в ХІ-ХІІ вв. с установлением в Вычегодской Перми новго­ родской дани. С возникновением в XIII в. в непосред­ ственной близости к краю Коми важнейшего опорного пункта Ростово-Суздальского княжества города Устюг коми-русские отношения становятся все более прочны­ ми и разносторонними. К примеру, такая типичная для ижемцев фамилия, как Рочев, т.е. "родом из русских" (из­ вестная еще с 1700 г.) не оставляет сомнения в том, кто положил ее начало. Своеобразие смешанного по происхождению ижемского населения осложня­ лось тем, что в его состав вошли также ненецкие элементы. Не­ нецкое влияние явственно про­ ступает в физическом облике не­ которой части со врем енны х ижемцев, в их языке, в матери­ альной и духовной культуре. Пе­ реняв оленеводство у ненцев, коми усовершенствовали его и приспособили к своим условиям, так что возникло отличающееся от ненецкого ижемское оленевод­ ство. Прежде всего коми внесли четкие сроки кочевания, время и пути движения, круглосуточную охрану от волков собаками, от рассеивания и потери оле­ ней. При этом со стадом ходили только пастухи, осталь­ ная семья жила в селе. Был улучшен чум, усовершен­ ствованы одежда и обувь оленевода. К примеру, у мали­ цы шапка и рукавицы стали пришиваться к шубе, и сверху одевалась рубашка из плотной ткани. Коми улучшили породу оленей направленной селек­ цией. Они вывели, например, черномастных оленей. Улучшили и хозяйственное использование оленей: раз­ вили производство замши из оленьих шкур. Все эти нов­ шества приняли затем и ненцы. Ограниченная емкость оленьих пастбищ, массовый падеж животных из-за эпизоотий, нехватка площадей, пригодных для дальнейшего освоения, оскудение есте­ ственных биологических ресурсов вынудили часть насе­ ления уходить на необжитые земли. Миграция населе­ ния в дореволюционной крестьянской России была рас­ пространенным явлением и вызывалась в основном эко­ номическими причинами. Не от хорошей жизни вынуж­ дены были покинуть родные места и кочевники-коми. Часть оленеводов переселилась за Урал, в низовья Оби. Другая часть отправилась на запад, на Кольский полуос­ тров. Первыми решились отправиться на новые земли владельцы крупных оленьих стад Поликарп Рочев и Иван Терентьев. Они могли пойти на риск утраты нескольких сот оленей в трудной дороге в рас­ чете на восстановление поголовья в последующем. Кроме них в даль­ ний путь собрались родственники Ивана Терентьева, братья: Мартын, Арсений и Иван Терентьевы, Степан Филиппов, Федор Канев, Тимофей Чупров и ненец Ананий Хатанзей. Переселенцы тщательно готовились к поездке. Осенью 1883 г. несколько тяжело нагруженных аргишей (сан­ ных обозов из 6-7 нарт), сопровож­ даемых многочисленным оленьим стадом, двинулись вдоль морского побережья на запад. Так началось переселение группы ижемских оле­ неводов на Кольский полуостров. В объединенном стаде было около 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz