Живая Арктика. 1999, №2.

Сказание оШяндаше Галина Кулинченко накамне “Из-за Каменского, Из-за Имандры, из нутра земли Бежит Мяндаш - дикий олень..." (Из саамской ловты) О дним из уникальных памятников древней куль­ туры коренного населения Кольского полуост­ рова, находящихся в экспозициях Ловозерского музея, является камень с петроглифами, привезенный в музей с берега реки Поной в 1988 году. Наскальные рисунки (6 камней -150 рисунков) были найдены недалеко от саамского села Чальмны-Варрэ в июле 1973 года группой археологов из Ленинграда под руководством В. Я. Шумкина. В 1988 году было обнаружено еще 4 камня с рисун­ ками. Они же и привезли один из камней в Ловозеро. Ар­ хеологи назвали его “поэмой”. На нем более 60 изобра­ жений, расположенных близко друг к другу. Некоторые из них налегают одно на другое. Площадь зарисованной поверхности немного больше четырех квадратных мет­ ров. В природных условиях камень лежал почти горизон­ тально, со слабым наклоном к реке. Древние “художники” использовали ровную гладкую поверхность камня длительное время. Об этом говорит множество рисунков, выполненных в разном стиле, и большое количество затертых мест. Рисунки датированы эпохой раннего металла (II ты­ сячелетие до н.э.), хотя на других камнях есть изображе­ ния более древние, относящиеся к эпохе позднего нео­ лита ( конец III тысячелетия до н.э.). Рисунки выполнены методом выбивки каменным орудием на граните. Возможно, первоначально контур­ ные изображения наносились на поверхности камня раз­ веденной в воде глиной, а потом выбивались. Кусочки глины розового цвета археологи нашли возле камней и попробовали подкрасить изображения. Эффект был по­ трясающим. На серо-голубом фоне под лучами заходя­ щего солнца фигуры людей и животных приобрели ог­ ненный цвет и как будто ожили. Археологи посещали рисунки в течение нескольких лет. После одной из таких поездок, возвращаясь в Лово­ зеро, Шумкин и его коллеги захватили с собой немного этой глины и подкрасили несколько изображений на на­ шем камне. Фигуры сразу же выдвинулись из сплошь зарисованной среды, стали более понятны и нам, и на­ шим посетителям. В основном на камне изображены люди и животные: олени, лоси. Половые признаки представительниц жен­ ского пола подчеркнуты большими округлыми животами, что являлось, видимо, символом плодородия, размно­ жения. Некоторые женские фигуры показаны во время родов. У одной из женщин на согнутой правой ноге изоб­ ражен новорожденный ребенок, соединенный с матерью пуповиной. Голова женщины лежит на одном олене, но­ гой она опирается в другого оленя. В противоположной стороне камня трогательная сцена рождения олененка у важенки. Маленькая фигурка олененка с тонкими ножка­ ми лежит у задних ног оленихи. Кроме женских изображений на камне есть и мужс­ кие, но их немного. Некоторые из мужчин и женщин со­ ставляют семейные пары. Удлиненные пальцы женщин протянуты к головам мужчин. Возможно, соединение было сделано позднее и совершенно другим “художни­ ком”. У одной из пар на головах странные изображения похожие на рога оленей (рис.1). Может быть, это остатки прежних изображений, но основанием своим они соеди­ нены с головами и мужчины, и женщины, а потому вызы­ вают подобные фантазии. Пожалуй, самой интересной и удивительной являет­ ся сцена рождения олененка у женщины. Он изображен также на правой согнутой ноге матери. Правой же рукой женщина удерживает за ногу самца оленя (рис.2). Попробуем проанализировать эти две сцены. В пантео­ не языческих саамских божеств в древности обособлен­ ное положение занимал олень Мяндаш - человек-олень. Саамы считали его своим предком: “Мы олений народ, а предки наши были олени”. В глубокую старину легенду о Мяндаше пели стиха­ ми, и сопровождалось это особыми играми-обрядами. Постепенно отдельные эпизоды этой песни начали рас­ сказывать в виде сказок. Эти сказки в 30-е годы записал и издал позднее в книге “Легенда об олене-человеке” известный ученый- этнограф В. В. Чарнолуский. Есть сказки на эту тему и у Н. Н. Харузина в его книге “Русские лопари” (1890г.). Сюжет этих сказок такой. Дочь человеческая Матрёна (матерь, мать) выходит замуж за дикого оленя Мянда- ша. У них рождаются дети - человеко-олени (мяндаш- парнь). Однажды во время разговора с одним саамом Чар- 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz