Живая Арктика. 1997, №3 (8).

Ж И В А Я №3 (8) сентябрь 1997 Лариса Авдеева с а а м с к а я кул ьт ура В РОССИИ И сторически сложилось так, что Российские саамы проживают на своей земле в соседстве с самыми различными нациями и народами. За годы Советской вла­ сти сложилась единая советская культура, в которой слож­ но было отличить культуру своего народа от культуры дру­ гих, более многочисленных и сильных наций и народно­ стей. Саамы, живя на своей родной земле, постепенно утрачивали традиционные знания саамской культуры. И все же, культура жила, переходя из поколения в поколе­ ние, передаваясь от старых к молодым. В нынешней обстановке саамам приходится ежеднев­ но доказывать право на родную землю, я з ык , древнюю интересную культуру. Если мы не будем этого делать, то очень скоро растворимся среди других больших народов, заполнивших нашу древнюю землю. В 1995 году был организован Культурный центр в Ло- возере. Центр был создан местной саамской интеллиген­ цией в целях возрождения и сохранения традиций, обыча­ ев, знаний саамского народа, восстановления гармоничес­ ких связей между поколениями в процессе освоения тра­ диционных форм народной культуры. Большую роль в культурной жизни на Кольском полуострове играет, руководимая Ниной Афанасьевой, Ассоциация Кольских саамов, соединившая в единую орга­ низацию саамов разных поселков и городов Мурманской области. В продолжение этой идеи скоро откроется “СА­ АМСКИЙ ДОМ” в Лопарской, которым будет руководить Нина Канева. Саамы г. Оленегорска получили отдельное помеще­ ние для своих встреч. Проявляют активность саамы в Гре- михе, Апатитах своим желанием узнать собственную куль­ туру, родной саамский язык. К сожалению, преподавание саамского языка ведется только в Ловозерской школе-ин- тернат и только с 1 по 4 класс. Из-за отсутствия средств Министерство Образова­ ния России не может изда­ вать новые учебники. Учи­ телям Валентине Совки- ной и Анне Сапельниковой приходится самим разра­ батывать программы обу­ чения детей, поскольку учебных пособий нет. Сохранение родного языка - сложная проблема и саамская интеллигенция озабочена этим и ищет пути ее решения. Прародительницей саамской литературы по праву называют Октябрину Воронову. Она первая хсащакци рассказала миру о своем народе на родном языке. Каж­ дый год в городе Мурманске выходят новые книжки сти­ хов Вороновой, последняя книга “ЯЛЛА" вышла в апреле 1997 на саамском и ненецком языках. Переведена она и на коми язык. Хорошо известны на Мурмане стихи Аскольда Бажанова, Александры Антоновой, Екатерины Коркиной. В 1996 году Премии Культурного фонда СОЮЗА СААМОВ получили книги Эльвиры Галкиной “Солнечный день” и Ираиды Виноградовой “Мои друзья”. Книги вышли на Кильдинском и Северосаамском языках. Теперь и Скан­ динавские саамы смогут познакомиться с литературным творчеством российских саамов. Среди наиболее ярких самобытных художников Русской Лапландии выделяется несколько имен. Иван Галкин - художник-самоучка. На его картинах, выполненных с незаурядным мастерством, мы видим северные пейзажи, портреты родных и близких ему людей. Картины Михаила Филиппова наполнены быто­ выми и историческими сюжетами из жизни саамом. Яков Яковлев, недавно принятый в Объединение Саамских ху­ дожников Скандинавии, прекрасно владеет резьбой по де­ реву, кости и рогу. На картинах Надежды Ляшенко - семья, любовь, гармония человека и природы. Главной сокровищницей исторических и культурных знаний о Российских саамах является Ловозерский музей. Музею уже 30 лет. Вырос он из маленького школьного музея, первые экспонаты собирал школьный учитель Па­ вел Юрьев - то были предметы саамской одежды и быта, исторические документы. Сегодня музей - гордость края. В 1987 году в школах Мурманска и Ловозера начали проводиться “НЕДЕЛИ СААМСКИЙ КУЛЬТУРЫ”. Большая коллекция саамских костюмов и предметов старины была представлена на Международной выставке “ИСКУССТВО НАРОДОВ АРКТИКИ”. Саамский фольклорно-этнографи­ ческий ансамбль “ОЙЯР", организованый в 1985 году Ека­ териной Коркиной часто гастролирует в России и за ее пре­ делами. Наметилось сотрудничество Российского саамс­ кого центра с финно-угорской кафедрой Хельсинкского университета. Сравнивая культуру СААМОВ четырех стран можно увидеть , что разница между нашими северными народами не так уж и велика. Вот почему так важно раз­ вивать сотрудничество в области культуры - оно взаимно обогатит единую культуру саамского народа. The peninsula’s Lapps, or Saami, have re­ cently begun to bring up their concerns. Their voice can now be heard at international gather­ ings. An Association of the Kola Saami was founded recently. Fewer than 2 ОООSaami live on the peninsula, but this small northern community is returning to its roots, to its traditional way of life. A Saami alphabet and compilations of Saami poetry have been produced. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz