Живая Арктика. 1997, №3 (8).

№3(8) сентябрь 18»7 Иван Ушаков п е р в ы е х р т п ы кѳггьекѳгѳ С Е В Е Р А Храмы - существенная часть нашей духовной культуры. В них хранились выдающиеся памятники письменности, живописи, резьбы. К сожалению, мы не уберегли многое из бесценного наследия наших предшественников. Исчезли многие старинные селения, заросли бурьяном заброшенные кладбища, разрушено боль­ шинство церквей и часовен. Время создавать “книгу памяти” погибшим храмам. Трифоно-Печѳнгский монастырь. 1886. Х ристианство утверждалось на Кольском Севере с приходом русского населения в ХѴ-ХѴІ веках. Ко­ ренные обитатели края - лопари (саамы), которых прожи­ вало на полуострове немногим более тысячи человек, - восприняли православие не одновременно. Массовые кре­ щения происходили по побережью Кандалакшского зали­ ва в 1526 году, в центре полуострова и на западном Мур- мане - в 1532 году, в восточной Лапландии - около 1570 года В 1553 году в крае возникли два монастыря - Печенгс- кий и Кандалакшский. Лопари, как говорят летописи, в кня­ жение Василия III явились в Москву с данью и произволь­ ною просьбою дать им проповедников Евангелия. И вот. в тот же 1527 год, отправлен был с ними архимандрит Фе- одорит, успевший просветить христианством жителей Колы. Более памятным на Севере является подвижниче­ ство св. Трифона, построившего первый храм имени св.Троицы. Зимой 1556 года Трифон отправился в Моск­ ву просить грамоты у царя Грозного. Во владение Кольско- Печенского монастыря, самого северного из всех суще­ ствовавших в России, были переданы обширные земли и несколько морских губ (Мотовская, Лицкая, Урская и др.). В 1883 году в связи с приближением 300-летия со дня смерти Трифона русское духовенство организовало сбор средств на восстановление Печенского монастыря. Было собрано более 20000 рублей. Летом 1887 года в Печенгу отправилась первая партия строителей. Это были рядо­ вые монахи и богомольцы Соловецкого монастыря. В 1894 году при Трифоно-Печенгском монастыре жило 125 мужчин: 8 монахов, 10 послушников и 107 рабочих, из которых 71 не получал никакой платы. Первый храм близ устья реки Колы -" Благовещение святой Богородице" - возник, по русской летописи, в 1532 году, по норвежским сведениям - в 1529 году. Он предназ­ начался для муномашских (кильдинских) и нотозерских лопарей, приобщенных к православию проповедником Феодоритом. Освящал церковь священник Илья, прислан­ ный на Мурман новгородским архиепископом Макарием. Во второй половине 40-х годов XVI века Феодорит для закрепления православной веры новокрещенных лопарей решил основать в Коле монастырь. Как сообщает князь М.Курбский (его духовный сын), Феодорит, будучи в Нов­ городе, собрал братию и щедрые пожертвования на свя­ тое дело, прибыл к устью реки Колы, поставил церковь во имя святой Троицы, ввел строгий устав монашеской жиз­ ни. Однако монахи подняли бунт, изгнали Феодорита и ра­ зошлись в разные места. Монастырь распался. Наиболее значимым событием в церковном строитель­ стве XVII столетия явилось создание в Коле величествен­ ного храма Воскресения Христова. Надпись на храме гла­ сила, что он строился по благословению патриарха Иоаки­ ма и преосвященного Афанасия и освящен в 1684 году. Храм сооружен в виде соединения трех церквей: в центре - Воскресенской, с севера - Георгиевской и с юга - Николь­ ской. Длина храма с алтарем и папертью 24 метра, в попе­ речнике - 21 метр и высотой - 34 метра. Воскресенский собор в Кольском остроге 1684 М урман с f- о о м г т н е * | уиивѳс*с.і.і ь ая •I ч.іа* : оиииоіек.і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz