Живая Арктика. 1997, №3 (8).
№3 (8) сентябрь 1997 « ш ІМ і The p eop le o f th e Russ ian Far N o r th u n d e r s ta n d n ow th a t w e m us t p reserve na ture as the price less sou rce o f life as such . Ч и тай те в следующем номере Путешествие на Соловки. История и архитектура Соловецкого монастыря. Экспедиция Гиперборей-97 Кто охраняет природу на Кольском полуострове? Издательский центр " Ж И В А Я А Р К Т И К А " Редактор газеты: Валерий Берлин , художник: Дм. Малышев, карта: Конст. Кобяков корректор: Ирина Зайцева Отпечатано в МУП "Полиграф", г.Апатиты. Зак. № 2741 Редакционный совет Социально-Экологический Союз и Центр охраны дикой природы Мурманский и Апатитский совет ВООП Вадим Бурлак С е р г е й ‘Е с е н и н 6 У м б е - Лучше переждите. Между Умбой и мысом Святой Нос негде укрыться от шторма - советовали нам жители Умбы. Снова штормовое предупреждение. Еще один день ожидания в уютном заливе. Умба - старинный поселок. Здесь живут рыбаки-по- моры, лесозаготовители, строители. Идешь по деревянным тротуарам и мостовым поселка и чувствуешь: главное бо гатство Умбы - лес и море. Корабли и лодки у причалов. Машины, груженные бревнами и досками. Запах копченой рыбы. Неторопливые разговоры жителей Умбы о штормо вой погоде, о прогнозе на лов трески, о лесных пожарах. С любовью рассказывали жители Умбы о родном Терском береге, что тянется от устья реки Варзуги до мыса Святой Нос, на границе Белого и Баренцева морей. Рас сказывали о проблемах охраны природы на Кольском полуострове и, конечно, о гипотезе, что в Умбе побывал Сергей Есенин. Ведь наверное, не случайно, в 1917 году после путешествия поэта по Белому морю появились у по эта такие строки: ...Не встревожен ласкою угрюмою Загорелый взмах твоей руки. Все равно - Архангельском иль Умбою Проплывать тебе на Соловки. Все равно под стоптанною палубой Видишь ты погорбившийся скит. Подпевает тебе жалоба От изгиба тамошних ракит. Так и хочется под песню свеситься Над водою, спихивая день... Но спокойно светит вместо месяца Отразившийся на облаке тюлень. Может, и в самом деле они написаны после останов ки Есенина в Умбе. Поэта интересовали предания, сказ ки, песни поморов. Разве можно при этом обойтись без Терского берега!______________________________________ В автобиографии Есе- V нин отмечал, что был на Мурманском побережье, в Архангельске, на Соловках. В те годы суда, курси- JR& рующие между этими пунк- тами, обычно заходили в Умбу. Я бродил по д е р е в я н -Й Я |||И & || ным улицам поселка, под ' нимался на каменистый холм, поросший соснами. Так хотелось верить, что по этим тротуарам ходил Есенин, останавливался, разгля дывал корабли в бухте и видел в белой северной ночи свое, никому неведомое, заветное. И в старое время, и в наше Терский берег манил к себе любителей народной песни. Откуда такое самобыт ное песнопение? Наверное, оттого, что творчество здесь произрастало в особой, неповто римой среде. Этому способ ствовали: отда ленность от го родов, постоян ный состав насе ления, устояв шиеся поморс кие традиции. Д л и н н ым и зимними вече рами собирались женщины в одной избе, пряли, шили, вязали. При этом они обязательно пели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz