Живая Арктика. 1997, №3 (8).

Евгения Пация №3 (8) Владимир С м и р н о в ______________ сентябрь 1997 ‘М узей в Япатита?( ОТоклоиный крест В, городе Апатиты в январе 1997 года открылась >обновленная экспозиция Музея истории изучения и освоения Европейского Севера России. Событие по нынешним временам не ординарное. Экспозиция, в целом, рассказывает об истории исследования региона и уже через призму научных открытий о заселении и освоении нашего края. Идейным вдохновителем и организатором музея был Борис Иванович Кошечкин. Он обладал замечательной способностью собирать вокруг своих идей творческих интересных людей. Академик Д.С.Лихачев называл его большим знатоком Севера. Перу Бориса Ивановича принадлежало более десятка историко­ краеведческих книг. Внимание посетителей Апатитского музея привлекает большой деревянный крест. Этот путный, или обетный крест появился у нас с берегов Баренцева моря. Ему 125 лет. На воле такой крест простоял бы не менее двух столетий. Кресты эти - память о трагедиях и об удачах русских поморов, заселивших эти места еще в ХІ-ХІІ веках. Николай Яковлевич Озерецковский, изучавший Кольской в конце XVIII века, писал об обетных крестах на острове Кильдин. Никто не смел трогать их. Промы­ шлявшие в этих местах рыбаки или зверо­ ловы русские или норвежские, застигнутые непогодой, никогда не брали для костра дерево этих памятников. Относились к ним с почте­ нием, до советского периода этот вид памятника был не­ отъемлемой частью нашего строгого и красивого северного пейзажа. Среди обширной экспозиции музея есть серия подлинных литографий, нарисованных художником Российского монетного двора Редером. В 1839 году он был участником экспедиций К.М.Бэра на Кольском полуос­ трове и на Новой Земле. На одной искусно раскрашенной аква­ рельными красками литографии изображена деревня Пялица, что на Терском берегу Белого моря. На литографии она выглядит промысловым поселением поморов. Добротные дома. А на берегу моря обилие обетных крестов. Теперь этот вид памятника постепенно исчезает из нашего пейзажа. Горит в кострах охотников, рыбаков, туристов. А жаль! Лишили памятник свободы... А там где пенилась река, Стоял он месяцы и годы, Не годы даже, а - века. Стоял на взгорье у излуки, Главу запрятав от дождя, И перекладины, как руки, В молчанье вечном разведя. У пристани, что под угором, В моря готовились суда. Но перед выходом поморы На поклоненье шли сюда: Чтоб сети не забило тиной, Чтоб шла треска на яруса И чтоб всегда на всю путину - Четыре ветра в паруса. Но далеко до ровной глади. И бури видывал народ. И у креста поклоны клали За тех, кто больше не придет... Лишили памятник свободы, Хоть не виновен он ни в чем. Теперь под каменные своды Он в старой церкви заключен. Теперь помор перед дорогой Не выйдет к берегу реки. Другому поклоняясь богу, Уходят в море рыбаки. А в церкви, В каменной теснице, В музейной вековой пыли Кресту, как старцу, вечно снится Река, И рейд, И корабли. В устье реки Колы на берегу 350 лет стоял большой деревянный крест. Сейчас он перенесен в церковь, где расположился музей поморского быта. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz