Живая Арктика. 1997, №3 (8).

№3 (8) сентябрь 1997 (соляных) угодий не прилегло нигде". Помимо удобств рыбного промысла причиной возникновения селения в трех десятках километров от моря за труднопроходимыми порогами было, несомненно, стремление варзужан обезопасить себя от нападения шведов, норвежцев и "каянских немцев" (финнов), разорявших поморские селения. Так, в 1419 году норвежцы разграбили не только Варзугу, но и погост Неноксу в Заволочье, Онежский погост, Кегостров, Николо-Карельский и Архангельский монастыри. Но их походы далеко не всегда были столь успешными: вплоть до нашего времени жители Варзуги хранят память о победе над недобрыми пришельцами, отряд которых был разбит в 2-3 километрах от села. Это место и по сей день зовется "немецкой падью". Со второй половины XV века в Варзуге появились владения Соловецкого монастыря, крупнейшего феодального центра Севера. По-видимому, впервые соловецкий вотчинник появляется на Терском берегу в 1466 году, когда новгородец Тимофей Ермолин отдает в монастырь свой участок в Умбе и Варзуге. В 1470 году один из основателей Соловецкого монастыря, старец Зосима, получает от новгородской посадницы Марфы Борецкой жалованную грамоту на ее вотчину "от умские (умбские) межи, от кашкаранского ручья до красные щелейки" (между реками Умбой и Варзугой). Проигранная новгородцами в 1471 году битва при Шелони кладет начало зависимости Новгорода от Москвы. По договору за Новгородом сохраняются все его северные владения: Заволочье, Пермь, Печора, Югра, но значительные пространства и в том числе южный берег Кольского полуострова с "Корелой -Варзугской" и Умбой становятся владениями князя Московского. Угодья Соловецкого монастыря на Кольском полуострове постепенно расширялись. К началу 90-х годов XV века они составили на Терском берегу целый приход, в который входили "земли, воды, пожни, полешный лес и лешие озера". К этому времени Варзуга превратилась в крупный населенный пункт, насчитывавший свыше 150 дворов. Бывшая поначалу только п р о м ы с л о в ы м поселением, к концу XVI века Варзуга становится торгово-промысловым центром, куда стекаются "гости" из разных северных стран. Здесь была даже своя "таможня": "...а в Варгузской волости которые торговые люди иногородцы приезжают... и на тех людех имати десятуюj рыбу семгу, тинду и л о с о с ь . . . " . - п р е д ­ писывалось в грамо­ те Бориса Годунова 1599 год. В сере­ дине XVII века м о с к о в с к и й царь, проти­ в о б о р с т в у я чрезмерному у с и л е н и ю монастырей, к о нфи с к у е т н е к о т о р ы е земли Соло­ вецкой оби­ тели, в том числе и Варзугу. А еще через несколько лет, в 1674 году, здесь возводится Успенская церковь, архитектурный образ которой можно сравнить с памятниками московского зодчества того времени, причем каменными. Стройный шатер, легко поднимающийся над тремя ярусами бочек-кокошников или "теремков", широкие галереи с трех сторон центрального столпа сразу вызывают в памяти образ прославленного творения - храма Вознесения в Коломенском. Но перед нами отнюдь не механическое копирование форм, а единство идейно­ художественного замысла. В основе церкви лежит кресчатый план, как и в композиции многих известных деревянных храмов (Конецгорье, Пияла, Верховье, Астафьеве и др.). Четыре прируба Успенской церкви образуют равноконечный крест, каждая ветвь которого представляет собой прямоугольник размером 4x5 м. Величаво стоит храм, соединяя бескрайнее небо с широкой землею, с людным селом, пустынными лугами, со студеной, но щедрой рекой. Ступенями поднимаются ввысь ярусы бочечных завершений; на них покоится бревенчатый восьмерик, и в самое небо взметнулся 34-метровый шатер. Идеи единства, воплощенные средствами архитектурного искусства, утверждали в сознании людей нерушимую мощь Москвы, сплотившей близкие и далекие русские земли. Царство воды... Оно определяет характер местного пейзажа, быт поморов, облик их поселений... Огромные избы, баньки, массивные амбары, часовни, церкви и погосты-все вместе и есть северное поселение, называемое, если нет в нем цер кви ,- деревней, а если есть церковь, селом. 17 ІИурЖйиС ИЛИ OOJACTUftJ? уЦМВѲрС.% J"V'ЛИ о и о і и о ю л а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz