Живая Арктика. 1997, №3 (8).

№3 (8) сентябрь 1997 Александр Ополовников і ) е р е в я н н о е З о д ч е с т в о Е сть много легенд и сказок, в которых герои наделены волшебным свойством: к чему ни прикоснутся, все превращается в золото, жемчуг или алмазы. Если отвлечься от прямого, буквального содержания сказки, то ее героем легко представить себе северного крестьянина. За что ни брался он - все делал умело, добротно, с выдумкой и хитринкой, с неистребимым чувством удивительной красоты. На постройку изб (а церквей - тем более) отбирали только лучшие деревья: крупные, смолистые сосны и ели. Рубили, сплавляли по рекам и озерам, очищали стволы от сучьев и коры, тесали. А уж затем вязали венцы сруба. Углы, как правило, рубили так, чтобы снаружи оставались концы бревен - они придают северным русским избам и храмам особую пластичность. Каждый венец требовал от плотника громадного терпения, мастерства, верного глаза и твердой руки. Ведь надо было сделать пазы, врубки, потайные зубья, притесать одно бревно к другому так плотно, чтобы между ними не вошло даже лезвие тонкого ножичка. Гвозди не были нужны. Топор в руках северного плотника - универсальное и всемогущее орудие. Наверное, быстрее и легче перерезать бревна пилой, но власть древних традиций была слишком велика, и бревна перерубали топорами, да так, что не оставалось ни малейшей зазубрины. Не сила привычки была заключена в традиции, не инерция мышления, а нужные знания: срубленные топором торцы бревен гораздо МАСШТАБ План Успенской церкви: 1- алтарь, 2 - царские врата; 3 - иконостас; 4 - помещение для молящихся; 5 - галерея; 6 - крыльцо главного входа; 7 - хоры. Варзуга. Первоначальный вид Успенской церкови меньше впитывают влагу, чем те, что отсечены пилой. Сруб укладывали обычно на фундамент из валунов. Но какими же были сами древние постройки? Немного дошло до наших дней старинных изб и хозяйственных сооружений Крестьянские постройки служили трем-четырем поколениям. Взамен старой избы ставилась новая. Потому все уцелевшие сейчас избы не старше XIX века. О более древних памятниках гражданского зодчества Русского Севера можно получить представление по старинным рисункам и летописным источникам. Безвозвратно канул в прошлое мир старой деревни с ее бревенчатыми избами и амбарами, часовнями и церквами. На их месте вырастают дома из современных строительных материалов. А исследователи в поисках старины устремляются во все более далекие экспедиции.. Село Варзуга - самый север Беломорья, почти на Полярном круге (66 град. с.ш.). Широко раскинулось оно по берегам одноименной реки, километрах в тридцати от ее устья, от Белого моря. Здесь, в излучине реки, образовались просторные луга, защищенные от ветров высокими грядами-кейвами коренных берегов. Большая часть села расположилась на левом берегу реки. Дома тут смотрят на юг. И сюда когда-то доходили владения Великого Новгорода: варзугская семга приводила. Немалые прибыли предприимчивым новгородским купцам. Первые летописные сведения о Варзуге как о крупном административном, культовом и торговом центре относятся к 1419 году; первая новгородская летопись рассказывает, что 500 человек норвежцев, пришедших на бусах и шнеках, "повоевали Карельский погост Варзугу". Следовательно, в XIV веке Варзуга уже существовала. Возможно, что она возникла и раньше, в XIII столетии, ибо значительное число осаждавших ее иноземцев свидетельствуют о хозяйственной мощи погоста как результате определенного многолетнего развития. Само возникновение Варзуги в качестве промысловой фактории Новгорода и вся ее дальнейшая экономическая жизнь связаны с рыболовецким промыслом. Видную роль здесь играла и добыча речного жемчуга. Переписывавший в 1586 году Варзугскую волость Постник Балакшин сообщает о местных жителях, что "земли у них нет, хлеба они не пашут, от пашенной земли они за морем за окияном за большою пучиною верст тысячю и больши и соли не варят, потому что к ним пренных 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz