Живая Арктика. 1998, №2.
лось вырастить. Для пополнения продо вольственных запасов поселенцам приходи л ось обращ аться к приезжавшим на ост ров промысловикам, а порой и самим от правляться на мате рик. На 6-м году жиз ни монахов на остро ве, во время отъезда Германа в Онегу, Сав- ватий заболел и от правился на Карельс кий берег. Там он умер. Собственно, Сав- ватий не был основа телем монастыря, но для будущего соло вецкого монашества он является авторитетным старцем. Меньшая известность ожидала Германа. Он был не грамотным и принимал на себя основную часть матери альных забот, но именно благодаря ему через год после смерти Савватия на Соловки прибыл будущий деятель ный организатор монашеского жития - Зосима. Зосима был сыном богатых родителей, живших в не большом селе Толвун (на берегу Онежского озера). Желая отречься от мира, он раздает свое имущество бедным и уходит в Поморье, на Суму-реку. Здесь он встречается с Германом, который рассказывает ему о Соловецких ост ровах и возможности устройства на них монастыря. В 1436 году, собрав необходимые запасы, Зосима и Герман при езжают на Соловки. Соловецкая обитель возникла на землях, принадле жащих Новгородской феодальной республике. Скоро из Новгорода присылают на острова первых трех игуменов и грамоту на право владения островами. Оттуда же монас тырь получает первые грамоты на владение земельными и морскими угодьями на материковом берегу. Великий Нов город отныне начинает осуществлять административный и духовный контроль над небольшим северным монасты рем. В 1478 году Новгород потерял свою самостоятельность и вместе с северными владениями вошел в состав едино го Московского княжества. Но монастырь от этого не пост радал, так как грамотой великого князя Ивана III Василье вича (1479 г.) подтверждалось за монастырем право на владение всей группой Соловецких островов. По указу Екатерины II в 1765 году Соловецкий монас тырь перешел в ведение Синода, а в 1833 году перешел в непосредственное подчинение Московской синодальной конторы. Продажа соли оставалась долгое время главным ис точником дохода Соловецкого монастыря. В 1548 году мо настырь получил грамоту, разрешающую продавать 10000 пудов соли беспошлинно. Правда, взамен этой грамоты в 1553 году монастырю была жалована Сумская волость с 70 обж земли с соляными варницами и со всеми угодья ми (обж - новгородская единица поземельного обложе ния, имевшая 126 саженей длины и 32 сажени ширины). В конце XVI - начале XVII века соль добывалась в мно гочисленных усольях. Монастырю принадлежали Куйское, Ненокское, Луцкое, П и л ь с к о -Г у б с к о е , Чудское и Чернорец- кое, Порьегубское, Виремское, Колежем- ское усолья, Куземс- кий, Куш ерец кий и Шуерецкий соляные промыслы, Летнорец- кое, Понгомское, Пур- немское, Лялицкое, Владыченское, Пи- яльское, Польское и Фирсовское усолья. Грамотами царей Ивана и Петра Алек сеевичей от 1684 и 1686 годов монасты рю была пожалована деревня Удор, где за ведены соляные вар ницы и Олонецкие угодья с камнем-известняком, лесами и сенными покосами. Монастырь по договору доставлял соль на Олонецкие заводы. Монахи кроме добычи соли занимались ловлей рыбы, птицы, зверя, а также заготовкой леса. В течение многих десятилетий на островах была зап рещена охота. Еще с середины XVI века монахи разводи ли на островах лапландских оленей (в 1917 году стадо на считывало около 300 голов, их отлавливали тенетами по 50-100 голов в год, употребляя кожу на изготовление обу ви, шерсть - для набивки подушек и тюфяков, а мясо - в пищу). Соловецкие монахи п]зммерно в середине XV века на чали заниматься промыслами и на Кольском полуострове - «ловяще рыбу на монастырь за морем в Умбе-реце...». Соловецкие монахи для ловли рыбы на морских и речных тонях присылали в Умбскую волость треть работников, а местные крестьяне должны были давать 2/3 рабочей силы. Улов же делился в обратной пропорции: монастырь полу чал 213, а крестьяне - 1/3, из которой они платили монас тырю еще десятую часть - так называемую, промысловую пошлину. Средства, полученные от промыслов, монастырь на правлял на приобретение основных средств: земли, судов, зданий. А также на обустройство самого монастыря: ре монт ветхих монастырских построек, строительство водо провода, библиотеки. (В 1927 году фонд Соловецкой биб лиотеки превышал 30000 томов. Их основой были книги, выделенные библиотекой Бутырской тюрьмы. - Ред.). Савватий Зосима 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz