Живая Арктика. 1998, №2.

1) Семен Шубин, Вятской губернии государственный крестьянин, от роду 88 лет, содержится с 1812 г. мая 31-го. Содержится по высочайшей конфирмации, последо­ вавшей на решение правительствующего сената за старо­ обрядчество и произнесение на св. церковь и св. дары бо­ гохульных слов. Срок заключения не назначен. От старости лет не выходит никуда из кельи, большею частию лежит в постели; в баню возят на лошади. Пища дается братская. Малограмотен и книг не читает, кроме собственной псалтыри; в церковь никогда не ходит по ненависти к ней. Одержим давнею грыжею, без врачевания ее, по неиме­ нию здесь ни медиков, ни лекарства, рассудком здоров. Увещания при всяком случае делаются, но он, соста­ рившись в ереси, не принимает их и безнадежен к раская­ нию; нрава ропотливого и сварливого. Должен оставаться в теперешнем его положении. 2) Головкин Антон Дмитриев, крестьянин, от роду 81 года, с 1818 г. июня 5-го. По высочайшему повелению за оскопление себя и распространение этой секты. Заклю­ чен навсегда. Пища дается братская. Неграмотен и книги слушает только при чтении другими, в церковь Божью не ходит. Понятий скрытных, рассудком здоров. Увещания делают­ ся, но им не принимаются, и безнадежен к раскаянию. Должен оставаться в заключении. 3) Семен Кононов, с.-петербургский мещанин, от роду 64 лет, с 1822 г. мая 23-го. По высочайшему повелению за обращение в скопчес­ кой секте и закоснении в пагубных заблуждениях. Срок заключения не назначен. Книги читает духовные, а осо­ бенно НовыйЗавет, опираясь своим понятием на 19-ю гла­ ву евангелиста Матвея. В церковь не ходит. Здоров. Понятой коварных, скрытных; рассудком здоров. Уве­ щания делаются, но он отнюдь не принимает их и давно уже объявил решительно, что не переменит себя. Нрав­ ственности иногда дерзкой, льстив, хитр, лицемерен и без­ надежен к раскаянию. Должен остаться в заключении, яко опаснейший из скопцов, и весьма вредным может быть обществу своим учением. 4) Егор Афанасьев, Саратовской губернии крестья­ нин, от роду 81 года, с 1826 г. июля 1-го. По высочайшему повелению за неисполнение им ду­ ховной эпитимьи за убиение малолетнего своего сына и отступление от православия в раскол, который покусился было и здесь распространять арестантам. Заключен на­ всегда. Книги читает духовные, но в церковь не ходит; по его толку, церковь не существует и таинства нет, потому не признает ее. Понятия от невежества тупого, рассудком здо­ ров. Увещания делаются, но он, не повинуясь матери на­ шей церкви, твердо стоит в своей ереси или толке, назы­ ваемом нетовщиною. Должен остаться в заключении. 5) Степан Сергеев, крестьянин Калужской губернии помещика Дурново, от роду 57 лет, с 1830 г. По высочай­ шему повелению за крещение себя старо­ обрядчески двуперстным сложением, рас­ сказы нелепостей, происходящих от рели­ гиозного исступления. Срок заключения не Ш Ш 5Ш В назначен. Книги читает духовные, в церковь в праздники и воскресные дни ходит неупустительно. Увещания делаются, но он от привычки своей расска­ зывать другим лживые свои пророчества не отстает, да и креститься двуперстным сложением не оставляет. По страсти к лживым своим пророчествам не может быть освобожден. 6) Израиль, бывший игумен Селенгинского монасты­ ря, лишенный игуменства, священства и монашества, от роду 61 год, с 1834 г. мая 29-го. По высочайшему повелению за введение им новой секты с учением, противным святой нашей церкви, и про­ чие богопротивные его действия. Заключен навсегда. Книги читает духовные, ходит в церковь ко всяким службам. Ум имеет с хорошими понятиями, но от высоко- умия о себе и лжемудрования предан духовной прелести, верует, что благодать Божья в нем действовала, и она же спасет его. Увещания делаются, но не действуют на него к чистосердечному сознанию преступления его, пристрас­ тен к верованию своим движениям внутреннего духа, по которым он, яко от благодати, по его мнению, происходя­ щим, следовал во всех своих преступных действиях и не сознает себя виновным, а правым. Всегда более молчит, чем разговаривает, можно его переместить в монастырь московской или казанской епархии, под присмотр одних послушников,'где он из уважения к архипастырям тех гу­ берний может раскаяться совершенно под надзором ум­ ного увещевателя. 7) Феопсит Никитин, крестьянин Ярославской губер­ нии, отрод у 37 лет, с 1848 г. мая 30-го. По высочайшему повелению за непреоборимое упор­ ство в своих вредных мнениях: о благословенном кресте, духовной песни аллилуйя и других религиозных предме­ тах и дерзкие политические рассуждения. Срок заключе­ ния не назначен. Не выпускается из кельи по причине ревности его рас- севать другим заблуждения свои, в коих сам упорно пре­ бывает, разве за пищею, дровами и в баню. Пища дается братская. Книги читает духовные, а в церковь не ходит. Прельщен своим лжемудрованием. Увещания делаются, но он объявил решительно, что не переменит своей веры. Ведет себя смирно. Не может быть освобожден. 8) Иосиф Дыбовский, губернский секретарь, от роду 49 лет, с 1848 г. сентября 25-го. По высочайшему повелению из земской городской тюрьмы за дерзость и богохульство. Срок заключения не назначен. Книг не читает, а только одни газеты. Понятия хорошего, но прельщен своим лжемудрованием, кажется, от болезненного состояния, которому в Соловецкой оби­ тели не пособить. Увещания делаются с напоминанием его ла тин ^ой ре­ лигии, но не действуют на него; называет себя веры еврейско-христианской, иконы в свою ком­ нату не принимает. Характера раздражительно­ го, вспыльчивого и ожидает каких-то событий по своим таинственным за­ мечаниям от болезненного t состояния. Если бы прави- j 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz