Живая Арктика. 1998, №2.

№ 2 ( 11 ) июль 1998 Борис Ширяев ИЗ КНИГИ А Е Ш Ж М Ш Ш М Й / М М Посвящаю светлой памяти художни­ ка Михаила Васильевича Нестерова, сказавшего мне в день получения приговора: «Не бойся Соловков. Там Христос близко». Соловецкие монахи - особенные. Других таких по всей Руси не было: не в молитве, а в труде спасались. Обычай этот древний, от самих святителей повелся, когда они пер­ вый храм Господень на Соловках воздвигали из валунов и палого бурелома. Храм тот был во славу святого Преоб­ ражения Господня учрежден, и стоял он на том самом ме­ сте, где теперь Преображенского собора алтарь. Только намного он теснее алтаря был. Более двенадцати черне­ цов в себя не вмещал. Так в истинных древнего писания Житиях сказано. Ладья же, на которой святители на остров прибыли, в ту же ночь волею Господней сама назад к матерому берегу уплыла и там на причал стала. Таково было дано знаме­ ние: святителям на острове оставаться и далее на Пол­ ночь не идти, новым же трудникам во имя Господне с Руси на той ладье прибывать и трудом души свои оберегать от бесовского мирского искушения и напастей. Иеромонах Никон, что монастырским гончарным за­ водом раньше управлял, рассказывал, как он с подна­ чальными трудниками и к службе Божией только раз в году поспевал, на Светлое Христово Воскресение. Тропари же ирмосы и псалмы пели каждодневно, глинку замешивая и печь растопляя. - Телесное тружение - Господу служение, обители - слава и украшение, бесам же блудным - поношение, - по­ учали богомольцев чернецы и сами пример показывали. От монахов и богомольцы тот обычай переняли: при­ дет человек помолиться, отстоит молебен у мощей святи- телей-тружеников, да и останется на год сам потрудиться во славу угодников Божиих. По обету многие трудились год, два и три, покаяния усердного и просветления духа ради. Ими, трудниками земли Русской, возведены и нео­ долимая волной Муксоломская дамба - стена на море - и нерушимые стены Соловецкого кремля, мало чем Мос­ ковскому уступающие: длиною округ верста три четверти, толщею же превыше московских. Сложены они из непо­ мерных валунов по указу благочестивого государя Феодо­ ра Иоанновича, радением Бориса Годунова, Правителя Царства, ближнего боярина и царского шурина. Петр-император, посетивший Соловки, тоже здесь по­ трудился: выточил на голландском станке и сам вызолотил резную сень над архим андри товым местом в Пре­ ображенском соборе. Висит теперь и она в том же музее. Петр оставил о себе память и в виде каменного столба, на котором высек: «До Амстердама-града ... верст, до Вени- ции-града ... верст». В течение дальнейших лет цифры верст стерлись, но начертания букв еще можно разобрать и теперь. Обычай сильнее времен. Он нижет на себя годы, как нить - окатные бурмицкие зерна. Сменились века, рухнуло Московское царство, нет более и благоверных его царей, а идут к Святому острову трудники со всей земли Русской, и нет им конца-краю. Тугим узлом закручены безвременные годы, и в не­ виданном разноцветий сплелись в нем пестрые нити люд­ ских жизней. И в давно ушедшие времена бывали такие, что не сво­ ей волей проходили за тяжелые, окованные железом во­ рота Соловецкой обители. Привозили их туда с гербовыми листами, именными указами архимандриту. В них пропи­ сано было, как именовать и как содержать приданных: в железах ли, в затворе или с братией купно, с именами или безымянно. Случалось, что имена их самому архиманд­ риту известны не бывали, а в листах значилось: «указан­ ные персоны». Когда братия уходила с острова, то древние книги и рукописи - много было их в «книжной палате» архиманд­ рита, - схоронили в потаенном месте. Может быть, зако­ сив землю, а может - и в стену замуровали. Оставшимся чернецам то место указано не было. Но хозяйственные книги чуть ли не за три века и часть монастырского архива остались. Половина их а возможно, и больше, погибла от огня, остальное было свалено в подвалы и в "рухольную клеть" монастыря, где уже лежат многие тысячи икон и иконок древнего дониконианского и нового письма. Новые пришедшие трудники нашли эти листы, книги, тетради и даже свитки, разбирали их ночами, после работы в лесу, и потом поместили в антирелигиозный музей. В этом архиве и значились некоторые узники ушедших веков Соловец­ кого монастыря. В конце недолгого царствования второго Петра, по навету врагов своих - вошедших в силу Долго­ руких, - привезен был на Соловки первый граф Толстой, Петр Андреевич, заключен был в угловую кремлевскую башню и прожил в ней более десяти лет. При воцарении дщери Петровой о старике вспомнили. Долгорукие тогда уже сложили свои головы на плахе. Присланный на ост­ ров гвардии сержант объявил узнику царицыну милость: все отобранное в казну имение, чины и ордена вернуть, а 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz