Живая Арктика. 1997, №1 (7).
Ж И В А Я м м : №1. январь, 1997 зервзтов (неогороженных), преследующих, главным об разом, промысловые цели: разведение в свободной при родной обстановке дичи и особенно ценных животных (пушных зверей, некоторых промысловых птиц и т.д.), свойственных данной местности. (В это понятие, одна ко, не входят так называемые зоофермы, представляю щие уже чисто хозяйственную отрасль) 3. В образование защитных станций, как для гнез довья и зимовья, так и для остановок во время осеннего и весеннего течений разных перелетных птиц. 4. В создание ряда сравнительно небольших запо ведников для сохранения всех основных физико-геогра фических типов кашей природы и, прежде всего, расти тельности на разных почвах и в разных физико-геогра- ! фических условиях, Такие заповед- і ники будут иметь большое значение в деле изучения естественной эволю- і ции растительности, почвообразова ния и сельско-хозяйственной мелио рации, 5. В образование возможно боль шего количества небольших защит ных участков, вкрапленных во всю страну, особенно же в густо населен ных местностях. Участки эти должны служить, с одной стороны, местами приюта для всех утесняемых культу рой, во многих случаях полезных жи вотных и растений (как, например, разные насекомоядные птицы и зве ри. разнородная дичь, дикие ягодные растения, съедобные грибы и проч.), с другой стороны - парализовать невыгодные измене ния в рельефе данной местности (образование и разра стание оврагов, образование сыпучих песков и проч.), а также и вредные изменения в ее гидрологии. 6. В защиту всех отдельных памятников природы, і заслуживающих этого или в интересах науки и поуче ния, или же в интересах чистой эстетики (охрана пейза j жа). В эту категорию должны входить как отдельные за мечательные в том или ином отношении деревья и, прежде всего, многовековые, редкие, особенно же близ- I кие к вымиранию растения и животные, с другой - осо- I бенно замечательные озера, источники, водопады, пе щеры, камни, скалы и разные объекты и явления из об- : ласти геологии, т.е. истории Земли, Все эти памятники природы нуждаются в научной инвентаризации. 7. Во всемерное развитие в населении, при помощи школы (особенно - народной) осмысленной любви, ува жения и бережного отношения к природе и ко всем ее произведениям. В этом деле широкую помощь может оказать также популяризация предмета путем органи зации лекций, передвижных выставок для широких сло ев населения и распространения общедоступных изда ний. В заключение я возвращаюсь к сумме ц е л е й , в которых должна существовать в России строгая охрана участков свободной природы и отдельных ее памятни ков. Обширные и разнообразные образцы свободной природы нашей страны нам нужны, прежде всего, для целей изучения и поучения. Не всем у нас, может быть, известно, что дело сис тематического и биогеографического изучения органи ческой природы нашей громадной страны находится в стадии еще, можно сказать, предварительной разработ ки. Мы не имеем даже сколько-нибудь полного катало га, т. е. схемы переписи всего животного и растительно го населения России. Можем ли мы при всех этих условиях ограничивать ся одними „богадельнями" для вытесняемых из приро ды животных (зверинцами и зоопарками) и растений (бо таническими садами), лишив их права на свободное су ществование в природе? Ведь есть еще одна сторона в деле охраны очагов свободной природы, на которой мне хочется, хотя бы на минуту, остановиться. Напомнить о ней особенно уместно в наше время разгара чисто-материалистических стремлений и, не смотря на высоту подъема волны социалистических идей, все же, увы, эгоистических настроений. Это- сторона вопро са чисто э т и ч е с к а я . Не говоря о том, что нетронутая че ловеком природа дает ему ни чем не заменимые эстетические наслаждения, возвышая его душу, - на нас лежит и большой нравственный долг перед при родой, сыновний долг перед матерью. Природа не только выкор мила нас; она нас в свое время развила и воспитала; она нас и ныне кормит, учит и воспитыва ет. Только благодаря непосред ственному содействию разных сил природы, в частности, бла годаря сотрудничеству некоторых животных, человек на заре своей жизни „в люди вышел", приобретя основные черты разумного существа, Homo sapines. Развитие и чрезвычайное размножение человека, обусловившее его широкое распространение в ущерб другим организмам, представляют, в сущности, только случайный эпизод в истории Земли. Но если человек сумел при этом на столько возвыситься над всем живущим на нашей пла нете, что выработал и вырабатывает далее в своей жиз ни высшие социально-этические начала, то он должен возвыситься и до сознания того, что, живя, надо давать жить и всему живому,- что надо уметь везде и всегда, как говорят французы, - "vivre et laisser vivre”. Создавая и уважая законы всякого разумного обще жития, мы не можем не сознавать, что на земной повер хности имеет высшее право свободного существования все на ней от века живущее. К тому же жизнь на Земле переплетена и связана такой сложной сетью внутрен них взаимоотношений, что мы не имеем ни нравствен ного права, ни физической возможности нарушать иско ни установившееся равновесие жизненных сил. Нарушая это равновесие, безудержно гася очаги жизни природы, расхищая и растрачивая ее основной фонд, мы сами себе роем яму, готовим потомству на шему печальное будущее... В настоящий, многотрудный для всех нас момент надо особенно деятельно стремиться к тому, чтобы по скорее восстановилось не только широкое право на су ществование и дальнейшее развитие челове ческой жизни во всем многообразии ее духов ного склада, но и попираемое человеком пра во на существование всего живого на Земле! ч г і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz