Живая Арктика. 1997, №1 (7).

Ж И В А Я м м : №1. январь, 1997 зервзтов (неогороженных), преследующих, главным об­ разом, промысловые цели: разведение в свободной при­ родной обстановке дичи и особенно ценных животных (пушных зверей, некоторых промысловых птиц и т.д.), свойственных данной местности. (В это понятие, одна­ ко, не входят так называемые зоофермы, представляю­ щие уже чисто хозяйственную отрасль) 3. В образование защитных станций, как для гнез­ довья и зимовья, так и для остановок во время осеннего и весеннего течений разных перелетных птиц. 4. В создание ряда сравнительно небольших запо­ ведников для сохранения всех основных физико-геогра­ фических типов кашей природы и, прежде всего, расти­ тельности на разных почвах и в разных физико-геогра- ! фических условиях, Такие заповед- і ники будут иметь большое значение в деле изучения естественной эволю- і ции растительности, почвообразова­ ния и сельско-хозяйственной мелио­ рации, 5. В образование возможно боль­ шего количества небольших защит­ ных участков, вкрапленных во всю страну, особенно же в густо населен­ ных местностях. Участки эти должны служить, с одной стороны, местами приюта для всех утесняемых культу­ рой, во многих случаях полезных жи­ вотных и растений (как, например, разные насекомоядные птицы и зве­ ри. разнородная дичь, дикие ягодные растения, съедобные грибы и проч.), с другой стороны - парализовать невыгодные измене­ ния в рельефе данной местности (образование и разра­ стание оврагов, образование сыпучих песков и проч.), а также и вредные изменения в ее гидрологии. 6. В защиту всех отдельных памятников природы, і заслуживающих этого или в интересах науки и поуче­ ния, или же в интересах чистой эстетики (охрана пейза j жа). В эту категорию должны входить как отдельные за­ мечательные в том или ином отношении деревья и, прежде всего, многовековые, редкие, особенно же близ- I кие к вымиранию растения и животные, с другой - осо- I бенно замечательные озера, источники, водопады, пе­ щеры, камни, скалы и разные объекты и явления из об- : ласти геологии, т.е. истории Земли, Все эти памятники природы нуждаются в научной инвентаризации. 7. Во всемерное развитие в населении, при помощи школы (особенно - народной) осмысленной любви, ува­ жения и бережного отношения к природе и ко всем ее произведениям. В этом деле широкую помощь может оказать также популяризация предмета путем органи­ зации лекций, передвижных выставок для широких сло­ ев населения и распространения общедоступных изда­ ний. В заключение я возвращаюсь к сумме ц е л е й , в которых должна существовать в России строгая охрана участков свободной природы и отдельных ее памятни­ ков. Обширные и разнообразные образцы свободной природы нашей страны нам нужны, прежде всего, для целей изучения и поучения. Не всем у нас, может быть, известно, что дело сис­ тематического и биогеографического изучения органи­ ческой природы нашей громадной страны находится в стадии еще, можно сказать, предварительной разработ­ ки. Мы не имеем даже сколько-нибудь полного катало­ га, т. е. схемы переписи всего животного и растительно­ го населения России. Можем ли мы при всех этих условиях ограничивать­ ся одними „богадельнями" для вытесняемых из приро­ ды животных (зверинцами и зоопарками) и растений (бо­ таническими садами), лишив их права на свободное су­ ществование в природе? Ведь есть еще одна сторона в деле охраны очагов свободной природы, на которой мне хочется, хотя бы на минуту, остановиться. Напомнить о ней особенно уместно в наше время разгара чисто-материалистических стремлений и, не­ смотря на высоту подъема волны социалистических идей, все же, увы, эгоистических настроений. Это- сторона вопро­ са чисто э т и ч е с к а я . Не говоря о том, что нетронутая че­ ловеком природа дает ему ни­ чем не заменимые эстетические наслаждения, возвышая его душу, - на нас лежит и большой нравственный долг перед при­ родой, сыновний долг перед матерью. Природа не только выкор­ мила нас; она нас в свое время развила и воспитала; она нас и ныне кормит, учит и воспитыва­ ет. Только благодаря непосред­ ственному содействию разных сил природы, в частности, бла­ годаря сотрудничеству некоторых животных, человек на заре своей жизни „в люди вышел", приобретя основные черты разумного существа, Homo sapines. Развитие и чрезвычайное размножение человека, обусловившее его широкое распространение в ущерб другим организмам, представляют, в сущности, только случайный эпизод в истории Земли. Но если человек сумел при этом на­ столько возвыситься над всем живущим на нашей пла­ нете, что выработал и вырабатывает далее в своей жиз­ ни высшие социально-этические начала, то он должен возвыситься и до сознания того, что, живя, надо давать жить и всему живому,- что надо уметь везде и всегда, как говорят французы, - "vivre et laisser vivre”. Создавая и уважая законы всякого разумного обще­ жития, мы не можем не сознавать, что на земной повер­ хности имеет высшее право свободного существования все на ней от века живущее. К тому же жизнь на Земле переплетена и связана такой сложной сетью внутрен­ них взаимоотношений, что мы не имеем ни нравствен­ ного права, ни физической возможности нарушать иско­ ни установившееся равновесие жизненных сил. Нарушая это равновесие, безудержно гася очаги жизни природы, расхищая и растрачивая ее основной фонд, мы сами себе роем яму, готовим потомству на­ шему печальное будущее... В настоящий, многотрудный для всех нас момент надо особенно деятельно стремиться к тому, чтобы по­ скорее восстановилось не только широкое право на су­ ществование и дальнейшее развитие челове­ ческой жизни во всем многообразии ее духов­ ного склада, но и попираемое человеком пра­ во на существование всего живого на Земле! ч г і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz