Живая Арктика. 1997, №1 (7).
Ж И В А Я №1, январь. 1997 А.П.Семенов-Тян'Шанский ( 1866 - 1942 ) 17 октября 1917 года (по старому стилю), букваль но за несколько дней до Октябрьского переворота, в Петрограде на совещании Постоянной Природоохрани тельной комиссии при Русском Географическом обще стве был прочитан доклад.: "Основные задачи приро- доохранения в России". Два года спустя, в апрельском номере журнала "Природа" появилась статья: "Свободная природа, как ве ликий живой музей, требует неотложных мер ограждения". Автором этих вы ступлений был ученый-энтомолог, с известной для всей России фамилией - Андрей Петрович Семенов-Тян-Шанский (1866-1942). Публикуя сегодня на страницах "Живой Арктики" с небольшими сокраще ниями статью из журнала "Природа" за 1919 год мы отдаем дань памяти заме чательному русскому ученому, натуралисту, поэту, певцу русской природы. СВОБОДНЙЯ ПРИРОДЯ, и л и в е л и к и й живой м у з е й . ТРЕБУЕТ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ОГРЯЖДЕНИЯ Н: І епосрѳдствѳнно перед только что закончившей ся, ужасной по своему масштабу, длительнос ти, напряжению сил и своей разрушительности войною движение в пользу защиты и охранения как отдельных памятников, так и обширных участков свободной приро ды дружно охватило все почти цивилизованные страны мира. Движение это было вполне естественно и понят но: оно явилось противовесом все более и более широ кому расселению человека, при его быстро прогресси рующем размножении, и захвату им все большего и боль шего количества земли из того природного фонда, часть которого, для нашего же благополучия, должна оставать ся неприкосновенной. Усилиями возникших для этой цели в разных мес тах специальных организаций, как и отдельных лиц, при широком участии правительств, в нескольких государ ствах достигнуты были уже крупные результаты, и важ ное для всего человечества дело покровительства при роде начало выходить на широкий путь - путь объеди нения и приведения в одну планомерную систему всего того, что делалось в этом направлении в отдельных местах и странах. Просвещенные умы, проникшиеся сознанием необ ходимости ограждения природы от полного угнетения ее человеком, не могли не сознавать, между прочим, что свободная природа во всех своих нетронутых чело веком участках есть великий синтетический музей, необходимый для нашего дальнейше го просвещения и умственного развития, - музей, который, в случае его разруш ения , не может быть воссоздан руками человека. В природе живут, преемственно передавая свои чер ты из поколения в по коление, типы живот ных и растений дей ствительно глубокой геологической древ ности. Палеонтоло гия, в частности энтомо-палеонтология, нас учит, что до наших дней дожили в неизменном или весьма мало из мененном виде многие типы животных не только со вре мен третичного геологического периода (миоцена, оли гоцена, эоцена), но даже со времен предшествовавшей ему меловой эпохи, а некоторые ныне живущие формы, что теперь уже вполне точно установлено по отноше нию к насекомым, весьма близки к тем формам, кото рые жили в еще более древнее юрское время, т.е. по новейшему исчислению геологов, 8-10 миллионов лет тому назад. Что перед этим археологические древнос ти, относящиеся к жизни человека, которые мы так вы соко ценим? И они, эти замечательные животные формы, будут жить и дальше, пока их не лишит этой возможности и этого права грубым своим вторжением в их жизнь, утес нением и попиранием человек - этот, если отрешиться от нашей филантропической точки зрения, можно ска зать, геологический parvenu, порожденный природой только к началу потретичного, т.е. новейшего геологи ческого периода, эгоистично разрушающий теперь всю гармонию жизни в свободной природе нашей планеты и неустанно работающий над искажением ее облика. А на ряду с этими типами глубокой геологической древности мы в свободной природе видим мирно ужившимися с ними, часто даже способствующими их процветанию, типы животных и растений, сложившиеся в геологичес ки новейшее время, видим типы, дробящиеся и слагаю щиеся в дальнейшие новые формы на наших, можно сказать, глазах. Такой гетеросинхронизм явлений можно наблюдать только в великом, не нами созданном, музее свободной природы, на немногих уже теперь ее участках, которые уцелели среди жилья и жадной эксплуатации земли че ловеком. И замечательно, что этот гетеросинхронизм, эта возрастная дисгармония и морфогенети ческая пестрота животных и растительных форм нисколько не нарушают высшей гармо нии картин природы. Они, эти картины, как и все, из чего они слагаются, имеют не только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz