Живая Арктика. 1997, №1 (7).

Ж И В А Я ГГГ а №1, январь, 1997 ф р й н ц и с к ассизский- покровитель экологов Линн Уайт (младший) М ы должны по-настоящему оценить роль величай­ шего радикала в христианской истории после Хри­ ста - св. Франциска Ассизского. Первым его чудом являет­ ся тот факт, что он не кончил костром, как это случилось со многими из его последователей левого крыла. Он был столь явным еретиком, что настоятель фра­ нцисканского ордена св. Бонавентура - сам великий и вдум­ чивый христианин - пошел на то, чтобы начать подавлять ряд ранних установок францисканства. Чтобы понять Франциска, нужно увидеть его веру в добродетель смирения - не просто личного смирения от­ дельного человека, а человечества как вида. Франциск по­ пытался свести человека с трона его монархического гос­ подства над тварью и установить демократию в отноше­ ниях всех Божиих тварей. С приходом Франциска муравей перестал быть только поводом для проповеди лентяю, а огонь - только символом жажды души в ее стремлении со­ единиться с Богом. Теперь это - Брат-Муравей и Брат-Пла­ мя, способные сами воздать хвалу Творцу вместе с Бра- том-Человеком, делающим то же самое по-своему. Поздние комментаторы говорили, что Франциск про­ поведовал птицам и делал это в упрек людям, не захотев­ шим его слушать. Но в записях его времени этого не вычи­ таешь - он призывал малых птиц хвалить Бога, и те в ду­ ховном экстазе хлопали своими крыльями и радостно ще­ бетали. Легенды о святых - а особенно это относится к ирлан­ дским святым - многое говорили об их отношениях с жи­ вотными, но я уверен, что всегда здесь была цель - пока­ зать их человеческое господство над тварью. Франциск же совершенно иной. Район вокруг Губбио в Апеннинах разо­ рял страшный волк. Как говорит легенда, св. Франциск по­ говорил с волком и разъяснил ему ошибку в его действи­ ях. Волк покаялся, умер в ореоле святости и был похоро­ нен в освященной земле. Сэр Стивен Рьюисмен упоминал «францисканское учение о душе животных», но оно было быстро искоренено. Вполне возможно, что это учение было огчасти инс­ пирировано - сознательно или нет - верой в реинкар­ нацию, которой придержи­ вались еретики катары, группировавшиеся в те времена в Италии и Юж­ ной Франции, эту веру они, как предполагается, заим­ ствовали из Индии. Важно то, что примерно в то же время - около 1200 года - следы учения о метемпси­ хозе обнаруживаются так­ же и в западном иудаизме, а провансальской Кабба­ ле. Но Франциск не учил ни трансмиграции душ, ни пантеизму. Его видение при­ роды и человека основыва­ лось на его своеобразном понимании панпсихизма как присущего всем вещам - и не одушевленным, и оду­ шевленным. Все они созда­ ны для прославления транс­ цендентного Творца, кото­ рый в акте глубокого косми­ ческого смирения и само­ умаления воплотился на Земле, лег беспомощным младенцем в ясли и в конце земных дней умер повис­ шим на древе. Я не думаю, что многие современные американцы, озабоченные экологическим кризисом, смогут или захотят советоваться с волками или же увещевать птиц. Нынешний рост разрушения природы до глобальных масштабов - это результат работы дина­ мичной техники и науки, начало которым и положило за­ падное Средневековье, против которого и восстал св Фран­ циск столь оригинальным способом. Экспансию науки и техники невозможно понять исто­ рически, если оставить без внимания специфику отноше­ ния к природе, глубоко укорененного в христианской дог­ матике. Тот факт, что многие вовсе не считают это отно­ шение христианским, не имеет никакого значения. В нашем обществе не была принята никакая другая система основополагающих ценностей, чтобы заменить ею прежние христианские ценности. Следовательно, мы и дальше будем идти по пути углубления экологического кри­ зиса, пока не отвергнем христианскую догму согласно ко­ торой у природы нет никакого другого предназначения, кроме как служить человеку. Величайший революционер духа в западной истории св.Франциск выдвинул альтернативный христианский взгляд на природу и на место человека в ней, попытав­ шись заменить идею безграничного господства человека над тварью другой идеей равенства всех тварей, включая и человека. Он потерпел неудачу. Современная наука и техника столь пропитаны орто­ доксальным христианским высокомерием в отношении к природе, что не следует ждать разрешения экологическо­ го кризиса только от них одних. Корни наших бед столь основательно религиозны, что и средство избавления гоже должно стать религиозным по своей сути, как бы мы его ни называли. Мы должны заново осмыслить и глубоко пережить в душе, в чем же состоит наше подлинное предназначение и какова наша природа. Первоначальное францисканство обладало глубоко религиозным, хотя и еретическим пони­ манием духовной самоценности всего, что есть в природе, и это помогает нам найти направле­ ние к выходу. Я - за Франциска как святого покровителя для экологов. ч Ч- / «V/ л ■ іт$р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz