Живая Арктика. 1997, №1 (7).
Ж И В А Я ГГГ а №1, январь, 1997 ф р й н ц и с к ассизский- покровитель экологов Линн Уайт (младший) М ы должны по-настоящему оценить роль величай шего радикала в христианской истории после Хри ста - св. Франциска Ассизского. Первым его чудом являет ся тот факт, что он не кончил костром, как это случилось со многими из его последователей левого крыла. Он был столь явным еретиком, что настоятель фра нцисканского ордена св. Бонавентура - сам великий и вдум чивый христианин - пошел на то, чтобы начать подавлять ряд ранних установок францисканства. Чтобы понять Франциска, нужно увидеть его веру в добродетель смирения - не просто личного смирения от дельного человека, а человечества как вида. Франциск по пытался свести человека с трона его монархического гос подства над тварью и установить демократию в отноше ниях всех Божиих тварей. С приходом Франциска муравей перестал быть только поводом для проповеди лентяю, а огонь - только символом жажды души в ее стремлении со единиться с Богом. Теперь это - Брат-Муравей и Брат-Пла мя, способные сами воздать хвалу Творцу вместе с Бра- том-Человеком, делающим то же самое по-своему. Поздние комментаторы говорили, что Франциск про поведовал птицам и делал это в упрек людям, не захотев шим его слушать. Но в записях его времени этого не вычи таешь - он призывал малых птиц хвалить Бога, и те в ду ховном экстазе хлопали своими крыльями и радостно ще бетали. Легенды о святых - а особенно это относится к ирлан дским святым - многое говорили об их отношениях с жи вотными, но я уверен, что всегда здесь была цель - пока зать их человеческое господство над тварью. Франциск же совершенно иной. Район вокруг Губбио в Апеннинах разо рял страшный волк. Как говорит легенда, св. Франциск по говорил с волком и разъяснил ему ошибку в его действи ях. Волк покаялся, умер в ореоле святости и был похоро нен в освященной земле. Сэр Стивен Рьюисмен упоминал «францисканское учение о душе животных», но оно было быстро искоренено. Вполне возможно, что это учение было огчасти инс пирировано - сознательно или нет - верой в реинкар нацию, которой придержи вались еретики катары, группировавшиеся в те времена в Италии и Юж ной Франции, эту веру они, как предполагается, заим ствовали из Индии. Важно то, что примерно в то же время - около 1200 года - следы учения о метемпси хозе обнаруживаются так же и в западном иудаизме, а провансальской Кабба ле. Но Франциск не учил ни трансмиграции душ, ни пантеизму. Его видение при роды и человека основыва лось на его своеобразном понимании панпсихизма как присущего всем вещам - и не одушевленным, и оду шевленным. Все они созда ны для прославления транс цендентного Творца, кото рый в акте глубокого косми ческого смирения и само умаления воплотился на Земле, лег беспомощным младенцем в ясли и в конце земных дней умер повис шим на древе. Я не думаю, что многие современные американцы, озабоченные экологическим кризисом, смогут или захотят советоваться с волками или же увещевать птиц. Нынешний рост разрушения природы до глобальных масштабов - это результат работы дина мичной техники и науки, начало которым и положило за падное Средневековье, против которого и восстал св Фран циск столь оригинальным способом. Экспансию науки и техники невозможно понять исто рически, если оставить без внимания специфику отноше ния к природе, глубоко укорененного в христианской дог матике. Тот факт, что многие вовсе не считают это отно шение христианским, не имеет никакого значения. В нашем обществе не была принята никакая другая система основополагающих ценностей, чтобы заменить ею прежние христианские ценности. Следовательно, мы и дальше будем идти по пути углубления экологического кри зиса, пока не отвергнем христианскую догму согласно ко торой у природы нет никакого другого предназначения, кроме как служить человеку. Величайший революционер духа в западной истории св.Франциск выдвинул альтернативный христианский взгляд на природу и на место человека в ней, попытав шись заменить идею безграничного господства человека над тварью другой идеей равенства всех тварей, включая и человека. Он потерпел неудачу. Современная наука и техника столь пропитаны орто доксальным христианским высокомерием в отношении к природе, что не следует ждать разрешения экологическо го кризиса только от них одних. Корни наших бед столь основательно религиозны, что и средство избавления гоже должно стать религиозным по своей сути, как бы мы его ни называли. Мы должны заново осмыслить и глубоко пережить в душе, в чем же состоит наше подлинное предназначение и какова наша природа. Первоначальное францисканство обладало глубоко религиозным, хотя и еретическим пони манием духовной самоценности всего, что есть в природе, и это помогает нам найти направле ние к выходу. Я - за Франциска как святого покровителя для экологов. ч Ч- / «V/ л ■ іт$р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz