Живая Арктика. 1997, №1 (7).

Ж И В А Я №1, январь, 1997 как хозяйственного деятеля относительно той самой материальной природы, которую он призван в этой сфе­ ре обрабатывать. Эта обязанность прямо указана в за­ поведи труда: в о з д е л ы ва т ьзѳмпю, т.е. с л у ­ ж и ть земле (выделено мною - Д.Л.). Возделывать зем­ лю не значит злоупотреблять ею, истощать и разрушать ее, а значит у л у ч ш а т ь ее, вводить ее в большую силу и полноту бытия. Итак, не только наши ближние, но и материальная природа не должна быть лишь страда­ тельным и безразличным орудием экономического про­ изводства или эксплуатации. Она не есть сама по себе, или отдельно взятая цель нашей деятельности, но она входит как особый самостоятельный член в эту цель. Ее подчиненное положение относительно Божества и человечества не делает ее бесправною: она имеет пра­ во на нашу помощь для ее преобразования и возвыше­ ния. Вещи не имеют прав, но природа или земля не есть только вещь, она есть овеществленная сущность, кото­ рой мы можем, а потому и должны способствовать в ее одухотворении. Цель труда по отношению к материаль­ ной природе не есть пользование ею для добывания вещей и денег, а совершенствование ее саман - ожив­ ление в ней мертвого, одухотворение вещественного. С п о с о б ы (выделено здесь и дальше В.С.Соловье- вым) не могут быть здесь указаны, они составляют за­ дачу и с к у с с т в а (в широком смысле греческой хе%ѵті). Но прежде всего важно отношение к самому предмету, внутреннее настроение и вытекающее из него направление деятельности. Б е з л ю б в и к п р и р о ­ де д л я н е е с а м о й н е л ь з я о с у ще ств и ть н р а в с т в е н н у ю о р г а н и з а ц и ю м а т е р и ­ а л ь н о й ж и з н и " . (В.С.Соловьев. Собрание сочи­ нений, т.ѴІІ, СПб., сс.359-360). Далее B . C . Соловьев еще раз подчеркивает необ­ ходимость того, чтобы "человек пользовался своим пре­ восходством над природой не для своего только, но и для ее собственного возвышения". Признавая, что мир составляет органическое един­ ство, нельзя утверждать, что это единство настолько со­ вершенно, что его нельзя улучшать. И в этом отноше­ нии, с моей точки зрения, на помощь человеку должна прийти не только любовь к земле как таковой, но и на­ ука - настоящая наука, а не наукообразие и наукообраз­ ные решения на основе подогнанных умозаключений и фактов "под ответ". Итак: Отношение к Земле, к Почве - то, которое существо­ вало у потом­ ственных крес­ тьян и которое было основой не только их благополучия, но и их празд­ ничных радос­ тей. Отношение к деревьям, эк­ сплуатация ко­ торых (проду­ манная рубка лесов) должна о бя з а т е л ь н о сопровождать- Житиѳ Пророка Елисея. Жатва. Фреска. 1680. Церковь Ильи Пророка в Ярославле ся не только “восполняющим»)" посадками, но и значи­ тельно расширяющими лесные массивы с учетом кра­ соты восстанавливаемых и создаваемых вновь пейза­ жей. Отношение к рекам, озерам, к источникам, к воде вообще, при котором учи-: ываются интересы и всего жи­ вого, обитающего в них, а гакже красота природы. От­ ношение к памятникам культуры (историческим, архи­ тектурным, музейным, библиотечным, архивным и т.д.) как к величайшей ценности, оправдывающей существо­ вание мира, вселенной. Отношение к собственному дому.. И так далее. Все это должно строиться на нравственной основе, на основе определенной философии экологии, научно­ го изучения целостности мироздания мира как органи­ ческого и разумного целого. Конечная цель человечес­ кой деятельности - преображение мирз. Преображение это следует понимать нѳ в смысле изменения его лица - внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобож­ д е н а этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовы­ явлению. Разумное начало камня - быть строительным мате­ риалом для прекрасных архитектурных творений. Разум­ ное начало земли - в растительности, на ней произрас­ тающей. Разумное начало растительности - служить для превращен- > , прообразом которого служил рай. И гак далее. Прообраз этой деятельности человека - художе­ ственное творчество. Само слово "техника" не случай­ но происходит от греческого слова, означающего искус­ ство. Мир в результате деятельности техники-искусст­ ва или искусство-техники должен стать полностью со­ вершенным ѵ! совершенно полным с сохранением всего лучшего, что в нем было, то есть всего того, что входит в"кристалл единства". Такое должен быть идеал человеческой деятельно­ сти и такова конечная большая (настоящая) цель тех­ ники. Человечество не может жить сиюминутны- / ми заботами, бег ясной цели впереди. Храм Хрисста Спасителя. Начало XX века. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz