Живая Арктика. 1997, №1 (7).
Ж И В А Я №1, январь, 1997 как хозяйственного деятеля относительно той самой материальной природы, которую он призван в этой сфе ре обрабатывать. Эта обязанность прямо указана в за поведи труда: в о з д е л ы ва т ьзѳмпю, т.е. с л у ж и ть земле (выделено мною - Д.Л.). Возделывать зем лю не значит злоупотреблять ею, истощать и разрушать ее, а значит у л у ч ш а т ь ее, вводить ее в большую силу и полноту бытия. Итак, не только наши ближние, но и материальная природа не должна быть лишь страда тельным и безразличным орудием экономического про изводства или эксплуатации. Она не есть сама по себе, или отдельно взятая цель нашей деятельности, но она входит как особый самостоятельный член в эту цель. Ее подчиненное положение относительно Божества и человечества не делает ее бесправною: она имеет пра во на нашу помощь для ее преобразования и возвыше ния. Вещи не имеют прав, но природа или земля не есть только вещь, она есть овеществленная сущность, кото рой мы можем, а потому и должны способствовать в ее одухотворении. Цель труда по отношению к материаль ной природе не есть пользование ею для добывания вещей и денег, а совершенствование ее саман - ожив ление в ней мертвого, одухотворение вещественного. С п о с о б ы (выделено здесь и дальше В.С.Соловье- вым) не могут быть здесь указаны, они составляют за дачу и с к у с с т в а (в широком смысле греческой хе%ѵті). Но прежде всего важно отношение к самому предмету, внутреннее настроение и вытекающее из него направление деятельности. Б е з л ю б в и к п р и р о де д л я н е е с а м о й н е л ь з я о с у ще ств и ть н р а в с т в е н н у ю о р г а н и з а ц и ю м а т е р и а л ь н о й ж и з н и " . (В.С.Соловьев. Собрание сочи нений, т.ѴІІ, СПб., сс.359-360). Далее B . C . Соловьев еще раз подчеркивает необ ходимость того, чтобы "человек пользовался своим пре восходством над природой не для своего только, но и для ее собственного возвышения". Признавая, что мир составляет органическое един ство, нельзя утверждать, что это единство настолько со вершенно, что его нельзя улучшать. И в этом отноше нии, с моей точки зрения, на помощь человеку должна прийти не только любовь к земле как таковой, но и на ука - настоящая наука, а не наукообразие и наукообраз ные решения на основе подогнанных умозаключений и фактов "под ответ". Итак: Отношение к Земле, к Почве - то, которое существо вало у потом ственных крес тьян и которое было основой не только их благополучия, но и их празд ничных радос тей. Отношение к деревьям, эк сплуатация ко торых (проду манная рубка лесов) должна о бя з а т е л ь н о сопровождать- Житиѳ Пророка Елисея. Жатва. Фреска. 1680. Церковь Ильи Пророка в Ярославле ся не только “восполняющим»)" посадками, но и значи тельно расширяющими лесные массивы с учетом кра соты восстанавливаемых и создаваемых вновь пейза жей. Отношение к рекам, озерам, к источникам, к воде вообще, при котором учи-: ываются интересы и всего жи вого, обитающего в них, а гакже красота природы. От ношение к памятникам культуры (историческим, архи тектурным, музейным, библиотечным, архивным и т.д.) как к величайшей ценности, оправдывающей существо вание мира, вселенной. Отношение к собственному дому.. И так далее. Все это должно строиться на нравственной основе, на основе определенной философии экологии, научно го изучения целостности мироздания мира как органи ческого и разумного целого. Конечная цель человечес кой деятельности - преображение мирз. Преображение это следует понимать нѳ в смысле изменения его лица - внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобож д е н а этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовы явлению. Разумное начало камня - быть строительным мате риалом для прекрасных архитектурных творений. Разум ное начало земли - в растительности, на ней произрас тающей. Разумное начало растительности - служить для превращен- > , прообразом которого служил рай. И гак далее. Прообраз этой деятельности человека - художе ственное творчество. Само слово "техника" не случай но происходит от греческого слова, означающего искус ство. Мир в результате деятельности техники-искусст ва или искусство-техники должен стать полностью со вершенным ѵ! совершенно полным с сохранением всего лучшего, что в нем было, то есть всего того, что входит в"кристалл единства". Такое должен быть идеал человеческой деятельно сти и такова конечная большая (настоящая) цель тех ники. Человечество не может жить сиюминутны- / ми заботами, бег ясной цели впереди. Храм Хрисста Спасителя. Начало XX века. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz