Живая Арктика. 1997, №1 (7).
Ж И В А Я ш ш ш , №1. январь, 1997 ЛЮБОВЬ К ПЕЙЗАЖУ М ногие люди, выросшие среди природы и вда ли от городов, часто не понимают красоты пей зажа. Красота животного мира более доступна им. Но и и здесь, часто, это не красота животного, как такового, а признаки его полезности, которые более понятны крес тьянину. Отложим пока обсуждение этого вопроса, и по звольте мне выразить свою мысль голословно; впослед ствии я обещаю подтвердить ее основательными дока зательствами. Только образованные люди могут наслаж даться красотой пейзажа. И помочь в этом виде позна ния мира может музыка, литература и живопись. Таким образом приобретенное знание передается наслед ственно; потомок благородного рода может иметь врож денное чувство красоты, ведь оно коренится в тех ис кусствах, которыми предки его занимались за несколь ко сот лет до его рождения. Заметьте следующую чер ту, одну из прекраснейших черт природы человеческой. Потомки благородных родов, воспитанные среди про изведений искусства и подвизающиеся на поприще ве ликих дел, любят в пейзажах своей родины воспомина ния сии; это чувство нельзя внушить или передать как вещь, оно бывает только врожденным; это награда и венец долгой, великой исторической памяти. Слава ве ликих предков длинным рядом веков распространяется мало-по-малу и на ту землю, где они жили. Тайна Де метры, материнство земли, которая всех нас породила и всех нас в конце пути примет в свое лоно, пробуждает в нас трепет при виде поля или ручья. Эта тайна прида ет священное значение пограничной меже, которую ник то не может нарушить, и воде, которую никто не смеет осквернить; воспоминания о прошлых любимых людях превращает каждую скалу в надгробный памятник с та инственной надписью, а каждой тропинке придает тра гическую прелесть запустения. В этом заключается причина глубокой любви к пей зажу, присущей всем нам, по мере глубины других на ших чувств. И пусть ничто в этом вопросе не смущает нас; мы должны чувствовать всеми силами своей моло дости, что только тогда в полной мере будем достойны своей родины, завещенной нам предками, когда всеми своими делами и всеми искусствами будем стремиться передать ее своим детям еще прекраснее, чем получи ли ее на свой недолгий век. РЕггогая И так, как эстетическое чувство свой ственно человеку, то ничто челове ческое не должно быть чуждо ему. Вооружив шись этим орудием, как философией станем в каждом действии и в каждой идее, ей под чиненной, рассматривать ту роль, которую играют в нашей жизни красота природы. В душе человека всегда найдутся отпе чатки дивных картин природы, воспринятых его взором. В его сердце - различные настро ения, порожденные сверкающим или мрачным видом горных массивов. Интересуясь конечными причинами, видя насупившиеся скалы, он не скажет, подобно изве стному мыслителю: "а чему могут они служить? - Да, возможно, убежищем для животных”, но станет ли он изучать - не созданы ли они, чтобы служить школами м храмами для всего человеческого рода, не являются ли они драгоценными иллюстрациями для летописи, или добрыми и простыми уроками для ученого, или тихим убежищем для мыслителя. Человек задает себе вопрос и о том, в какой связи история горных вершин находит- КРЯС 0 ТЫ ся с историей самых возвышенных мыслей. Или, какую роль играют горные ландшафты для греков и итальянцев, и для остальных на родов Европы? Отметим, например, тот факт, что у римлян нет ни одного уголка земли от куда не видно было бы гор, придающих ха рактерную черту всем пейзажам. Очертание гор Спарты, Коринфа, Афин, Рима, Флорен ции, Пизы, и Вероны поразительны по своей красоте. И хотя в рассуждениях греков мож но заметить некоторое пренебрежение, и даже отвра щение к суровости гор, тем не менее, святилище Апол лона помещено было у них среди дельфийских утесов, а его трон на высокогорном Парнасе. Может быть в этом созерцании родных картин при роды и заключается источник многих великих идей, ру ководящих миром. Быть может в этом и осно ва, патриотизма. Пейзаж есть лик Матери- от чизны, которую иначе пришлось бы представ- лять себе в виде мертвой отвлеченности или чем-то вроде тяжелой, каменной женщины, 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz