Живая Арктика. 1997, №1 (7).
Ж И В А Я М 6 ШШ №1. январь, 1997 Ж И ЗН Ь ПРИСУТСТВУЕТ ВО ВСЕМ... С .Д а н и э л ь Р а з в и т и ю искусства с незапамятных времен сопутствовал призыв ' учиться у природы, ис кать красоту в естественном. «Без естественности нет подлинной красоты», - утверждал Дидро, как это утвер ждали множество раз до него и после него. Однако в разные времена на природу смотрели раз ными глазами, и представления о «естественном» ме нялись от эпохи к эпохе, причем исключительно важная роль в смене этих представлений принадлежит именно искусству. Может быть, самое удивительное в художе ственно-эстетической деятельности - это способность воспринимать действительность в категориях творче ства. В самой природе более всего впечатляет то, что естественным образом воспроизводит... человеческие творения. Именно то, в чем угадывается закономер ность, как бы разумный замысел, как бы сознательная композиция, строительство по определенному плану - будь то узор на поверхности камня или фактура древес ной коры, форма цветка, кристалла или морской рако вины, не говоря уже о таких явлениях, как каждоднев ное природное представление восхода и заката солн ца,- именно это побуждает к выражению наивного вос хищения: «Как на картине?» Мы не устаем восхищаться творчеством природы, забывая о том, насколько глубоко определяют культура и искусство формы нашего восприятия. Но глубины со знания хранят эти определения, а речь при необходи мости извлекает их, так сказать, на поверхность. «Я не премину поместить среди этих наставлений, - писал Леонардо да Винчи,- новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма по лезен, чтобы по- Ы . ^ ideL .rr будить ум к раз- н о о б р а з н ы м и зоб ре тен и ям . Это бывает, если ты рассматрива ешь стены , за пачканные раз ными пятнами, или камни из раз ной смеси. Если тебе нужно изоб рести какую -то местность ты сможешь там увидеть подобие различных пейза жей, украшенных горами, реками, скалами, деревь ями, обширными равнинами, доли нами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме, с по добными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола, - в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь. Не презирай этого моего мнения, в котором я тебе напоми нал, что пусть тебе не покажется обременительным ос тановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на сте не, или на пепел огня, или облака, или грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, найдешь удивительнейшие изображе ния...» Что же получается? Зрение творит из ничего? Нет, такое заключение было бы неверным. Зрение творит из собственного опыта. Восприятие живописца, будучи вос питано творческой деятельностью, обладает богатым за пасом воображения, способного извлекать полезную для себя информацию почти отовсюду. Поэтому и возника ет ситуация «инсценировки» изображения на пустом ме сте, хотя, с точки зрения художника, это место никак не может быть признано пустым. Творческий дар Леонардо с наибольшей силой, по жалуй, проявился в его способности наблюдать и обоб щать наблюдения. И сейчас, в наше время, при исклю чительно развитой технике наблюдения природных яв лений, поражает та пристальность, с какой наблюдал природу искусный и разумный глаз Леонардо. Порази тельна точность, с какой действовала рука мастера, ког да он вникал в сплетения водных струй, столкновения облачных масс, строение ветвей дерева и структуру гор ных пород. Наиболее фантастические достижения Леонардо об наруживают в глубине своих замыслов не что иное, как естественную основу, природный опыт. Общеизвестно тяготение Врубеля к причудливому и фантастическому. «Пан», «Царевна-Лебедь», «Демон» не лучшие ли тому свидетельства? И все же есть основания утверждать, что наиболее фантастичен Врубель глубиной своего проникновения в натуру, наиболее поразительны в его творчестве от кровения самой природы. «Странная» техника Врубеля странна для того восприятия реальности, у которого для всего существуют готовые имена, где собственно вос приятию нет места, а есть лишь узнавание Для самого Врубеля «техника» есть, по суще ству своему, способность видеть, а «творче ство» - способность глубоко чувствовать. Во главе красоты стоит природная форма, она, 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz