Живая Арктика. 1997, №1 (7).
Ж И В А Я Ж Ш | №1, январь, 1997 которая принесена в жертву. Я покупаю у туземцев орленка, ко торого они поймали на берегу, что бы спасти его от жестоких рук. Но теперь я должен решить: или по зволить ему умереть с голоду, или убивать каждый день несколько ры бешек, чтобы кормить его. Я решаю в пользу второго варианта, но каж дый день я отчетливо сознаю от ветственность за принесение од ной жизни в жертву другой. Находясь, как и все живые су щества, перед лицом этой дилем мы, неизбежно возникающей из всеобщей воли-к-жизни, человек вновь и вновь оказывается в поло жении, когда он может сохранить свою собственную жизнь и жизнь вообще только ценой другой жиз ни. Если этика благоговения перед жизнью затронула его, он наносит вред жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда - из-за недомыслия. Насколько он является свободным чело веком, настолько он использует любую возможность, чтобы испытать блаженство: оказаться в состоянии по мочь жизни и отвести от нее страдание и разрушение. Благодаря активной этике любви, религиозной по своему характеру, а также благодаря своей духовной направленности мировоззрение благоговения перед жизнью существенно связано с христианским мировоз зрением. Поэтому для христианства и для мышления появляется возможность вступить в новые взаимоотно шения друг с другом - взаимоотношения, которые по сравнению с ныне существующими будут больше содей ствовать развитию духовной жизни. Христианство не нуждается в мышлении для того, чтобы прийти к лучшему осознанию самого себя. Сто летиями оно хранило как сокровище великую заповедь любви и милосердия, не понимая, что она является ос нованием для борьбы против рабства, сжигания ведьм, ыток и всех других древних и сред невековых проявлений бесчеловеч ности. И только испытав влия ние мышления в век Просве щения, оно постепенно вклю чилось в борьбу за гуман ность. Воспоминание об этом всегда должно предохранять его от напускания на себя ка кого бы то ни было превос ходства по отношению к мы шлению. Существенный элемент христианства - как оно про поведовалось Иисусом и по нимается мышлением - зак лючается в том, что только через любовь можем Мы до стигнуть общения с Богом. Все живое знание Бога поко ится на этом фундаменте: мы познаем его в наших жизнях как волю-к-любви. Тот, кто понял, что идея Любви - это духовный луч света, дошедший до нас из бесконечности, перестает требовать от религии, чтобы она предоставила ему полное знание сверхчувственно го. Он не может, конечно, не задумываться над велики ми вопросами: каков смысл существования зла в этом мире, каким образом в Боге, великой Первопричине, не раздельно существует воля-к-созиданию и воля-к-люб- ви; в каком отношении находятся друг к другу духовная и материальная жизнь и каким образом наше существо вание является в одно и то же время и преходящим, и вечным. Однако он способен отставить эти вопросы в сторону, как бы ни было для него мучительно навсегда расстаться с надеждой получить на них ответы. Зная о духовном существовании в Боге через лю бовь, он в этом знании находит то единственное, что ему необходимо («единое на потребу»). «Любовь никогда не перестает... хотя и знание уп разднится»,- говорит ап. Павел. М ю р р э й Букчин с щ и л м х ш х о щ и е щ л о ш ш ш х . гщгмшщр. У нас есть склонность считать экологические ка тастрофы, подобные разливу нефти из танкера Эксон Валдез возле Аляски - просто "несчастными слу чаями"; отдельными явлениями, которые случаются вдруг без всякого предупреждения. Но когда же, нако нец, само словосочетание "несчастный случай" станет более несоответствующим происходящему? Когда та кие проишествия будут считаться неизбежным следстви ем нашего общественного развития, а не только траги ческими случайностями? Для защитников окружающей среды должно быть ясно, что глобальный экологичес кий кризис - это результат социального и экономическо го устройства нашего общества, а не просто результат отдельных неудач. Если проишествие с Эксон Валдез также, как и Чернобыль или аварии на других атомных электростанциях трактовать просто как несчастный слу чай - общественное мнение снова будет отвлечено от социального кризиса исторических пропорций: мы жи вем в обществе, которому присуща антиэкологичность. Эта ситуация не может быть исправлена действия ми государственных деятелей или отдельными законо дательными актами. Главной задачей является глубо кое структурное изменение общества. Возможно наибо лее заметной проблемой является бесконт рольный рост. В современном обществе нео граниченный экономический рост принято счи тать свидетельством прогресса человечества. В действительности, (оконч. на стр 14 ) 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz