Живая Арктика. 1997, №1 (5).

ш е т ш КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА СЕГОДНЯ Дорогие читатели, мы вводим новую рубри­ ку «Как живут народы Севера сегодня». Во вре­ мя наших разговоров с представителями наро­ дов Севера, мы часто убеждались, что несмот­ ря на современное изобилие средств массовой информации, народы Севера мало знают друг о друге, как о прошлом так и о настоящем. Поэтому мы решили, что информация, вклю­ чающая краткую этнографическую справку и рассказ очевидца о современном положении каждого коренного народа Севера, будет инте­ ресна и полезна нашим читателям. В этом номере мы публикуем материалы о двух очень малочисленных народах российско­ го Севера — кетах и ительменах. Народы с та­ кой небольшой численностью относятся к ка­ тегории «исчезающих» и требуют, по междуна­ родным нормам, особого внимания к своему положению со стороны властей тех государств, где они проживают. На международном уровне представители нашей страны признают особые права этих народов. Тем не менее сегодня у кетов и ительменов в местах их компактного проживания, то есть в последних очагах их эт­ нической культуры, сложилась тяжелейшая эко­ номическая и социальная ситуация. В чем ее причина и как эту ситуацию исправить? При­ чем исправить быстро, так как процесс исчез­ новения народа и его культуры происходит пря­ мо на наших глазах. Эти вопросы мы задаем представителям власти, которые должны зани­ маться проблемами малочисленных народов, международным организациям, специалистам и, наконец, представителям самих народов. Да­ вайте искать решение вместе. ИТЕЛЬМЕНЫ Ительмены (старое название —«камчадалы») по своей малой численности относятся также к категории исчезающих народов. Они —потом­ ки древнейшего населения Камчатки оседлых рыболовов, мор зверобоев, охотников и соби­ рателей некогда заселявших весь полуостров. Язык ительменов на основе преобладающей лексики включается в группу чукотско-корякс- ких языков, а с другой стороны имеет особен­ ности сближающие его с языками некоторых групп североамериканских индейцев. Поэтому язык и культура ительменов для специалистов это уникальный источник по изучению исто­ рии заселения северо-восточной Азии и Аме­ рики. Во времена экспедиций Беринга, после 30 лет российской колонизации, оседлых абори­ генов, как их тогда называли «камчадалов» было около 15 тысяч и они продолжали жить по усть­ ям нерестовых рек всего полуострова. Сейчас ительменов в 10 раз меньше и они компактно проживают только в нескольких поселках севе­ ро-западного побережья Камчатки. Южные камчадалы за три века колонизации сильно со­ кратились в численности, поэтому отчасти пе­ ремешались в русскими поселенцами и по ре­ шению окрбюро ВКПб в 1927 г. были вычеркнуты из списка «туземных наро­ дностей» Камчатки. А в последствии, после об­ разования Корякского национального округа, потомки древнейших аборигенов Камчатки, оказавшиеся вне его границ, автоматически были переименованы в русских. Но судьба южной части потомков камчатских аборигенов это другая печальная история из жизни наро­ дов Севера. Сегодня мы расскажем о современных ительменах. У этого народа есть свой квали­ фицированный летописец и одновременно лидер современного движения за возрождение ительменов — Олег Запороцкий. На заре пе­ рестройки, окрыленный надеждами на возмож­ ность культурного и экономического возрожде­ ния своего народа, он оставил профессию учи­ теля истории и занялся вопросами экономи­ ческого развития ительменов. Но несмотря на его собственные усилия и старания других ительменских лидеров ительмены почему-то каждый раз оставались за бортом. Реформы приносили выгоду другим, но не коренным жителям. Размышляя над современными проблемами жизни ительменов и пытаясь найти выход из создавшейся ситуации Олег Запороцкий напи­ сал исследование, небольшие отрывки из ко­ торого мы публикуем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz