Живая Арктика. 1997, №1 (5).
ш е т ш КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА СЕГОДНЯ Дорогие читатели, мы вводим новую рубри ку «Как живут народы Севера сегодня». Во вре мя наших разговоров с представителями наро дов Севера, мы часто убеждались, что несмот ря на современное изобилие средств массовой информации, народы Севера мало знают друг о друге, как о прошлом так и о настоящем. Поэтому мы решили, что информация, вклю чающая краткую этнографическую справку и рассказ очевидца о современном положении каждого коренного народа Севера, будет инте ресна и полезна нашим читателям. В этом номере мы публикуем материалы о двух очень малочисленных народах российско го Севера — кетах и ительменах. Народы с та кой небольшой численностью относятся к ка тегории «исчезающих» и требуют, по междуна родным нормам, особого внимания к своему положению со стороны властей тех государств, где они проживают. На международном уровне представители нашей страны признают особые права этих народов. Тем не менее сегодня у кетов и ительменов в местах их компактного проживания, то есть в последних очагах их эт нической культуры, сложилась тяжелейшая эко номическая и социальная ситуация. В чем ее причина и как эту ситуацию исправить? При чем исправить быстро, так как процесс исчез новения народа и его культуры происходит пря мо на наших глазах. Эти вопросы мы задаем представителям власти, которые должны зани маться проблемами малочисленных народов, международным организациям, специалистам и, наконец, представителям самих народов. Да вайте искать решение вместе. ИТЕЛЬМЕНЫ Ительмены (старое название —«камчадалы») по своей малой численности относятся также к категории исчезающих народов. Они —потом ки древнейшего населения Камчатки оседлых рыболовов, мор зверобоев, охотников и соби рателей некогда заселявших весь полуостров. Язык ительменов на основе преобладающей лексики включается в группу чукотско-корякс- ких языков, а с другой стороны имеет особен ности сближающие его с языками некоторых групп североамериканских индейцев. Поэтому язык и культура ительменов для специалистов это уникальный источник по изучению исто рии заселения северо-восточной Азии и Аме рики. Во времена экспедиций Беринга, после 30 лет российской колонизации, оседлых абори генов, как их тогда называли «камчадалов» было около 15 тысяч и они продолжали жить по усть ям нерестовых рек всего полуострова. Сейчас ительменов в 10 раз меньше и они компактно проживают только в нескольких поселках севе ро-западного побережья Камчатки. Южные камчадалы за три века колонизации сильно со кратились в численности, поэтому отчасти пе ремешались в русскими поселенцами и по ре шению окрбюро ВКПб в 1927 г. были вычеркнуты из списка «туземных наро дностей» Камчатки. А в последствии, после об разования Корякского национального округа, потомки древнейших аборигенов Камчатки, оказавшиеся вне его границ, автоматически были переименованы в русских. Но судьба южной части потомков камчатских аборигенов это другая печальная история из жизни наро дов Севера. Сегодня мы расскажем о современных ительменах. У этого народа есть свой квали фицированный летописец и одновременно лидер современного движения за возрождение ительменов — Олег Запороцкий. На заре пе рестройки, окрыленный надеждами на возмож ность культурного и экономического возрожде ния своего народа, он оставил профессию учи теля истории и занялся вопросами экономи ческого развития ительменов. Но несмотря на его собственные усилия и старания других ительменских лидеров ительмены почему-то каждый раз оставались за бортом. Реформы приносили выгоду другим, но не коренным жителям. Размышляя над современными проблемами жизни ительменов и пытаясь найти выход из создавшейся ситуации Олег Запороцкий напи сал исследование, небольшие отрывки из ко торого мы публикуем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz