Живая Арктика. 1997, №1 (5).
ш ш ж Уважаемые коллеги! Поставлена точка в длительном процессе принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации. Около года мы наблюдали за со бытиями, происходящими в Думе и в меру сил пытались повлиять на природоохранную состав ляющую главного лесного закона. К сожалению, не все в этом плане удалось природоохранному сообществу. Что приобретет лесной сектор России в свя зи с принятием Кодекса, покажет время, одна ко уже сейчас можно с уверенностью утвер ждать, что лесоводы страны получили еще один сложный для применения и противоречивый закон. Последние события в Государственной Думе и Совете Федерации показали, что борь ба за те или иные положения Кодекса скорее были лишь предлогом для наживания полити ческого капитала. Несмотря на усилия некоторых губернато ров, новый Лесной Кодекс сохранил федераль ную собственность на леса. При этом предус мотрена возможность передачи части лесного фонда в собственность субъектов Федерации в соответствии с федеральным законом. Более подробно о процедуре передачи лесов в со бственность ничего не сказано, и следует ожи дать, что баталии вокруг закона о передачи лес ного фонда еще впереди. К сожалению, положения Лесного Кодекса, касающиеся охраны окружающей природной среды, явились шагом назад по сравнению с ранее действовавшими Основами лесного за конодательства. Так, исключено положение о запрете заготовок древесины в местах обита ния краснокнижных видов. Практически ни где в тексте нет упоминания об обязательности экологической экспертизы проектов ведения хозяйства, хотя это и предусмотрено другим федеральным законом. По мнению некоторых руководителей Федеральной службы лесного хозяйства, в новом Лесном Кодексе не имело смысла дублировать положения уже существу ющих законов (и даже упоминать об их сущес твовании), зато теперь от практиков лесного хозяйства требуется очень глубокое и деталь ное знание всей системы российских законов. Серьезно сокращен в Кодексе перечень ор ганизаций, которые могут участвовать в созда нии особо охраняемых природных территорий на землях лесного фонда. Теперь только орга ны лесного хозяйства могут выходить с пред ложениями о создании заказников или других охраняемых территорий, что также противоре чит действующему законодательству и здраво му смыслу. Вместо статьи, прямо запрещающей органам управления лесным хозяйством, т.е. лесхозам, заготавливать древесину в порядке рубок главного пользования, появилась другая, говорящая о несовместимости функций госу дарственного управления и осуществления ру бок главного пользования. Не исключено, что в тяжелой экономической ситуации лесхозам просто предоставлена своеобразная лазейка. Лесхозы получили право вести переработку дре весины, полученной в порядке рубок промежу точного пользования. Кодекс подтверждает опа сения, что Лесная служба стремится стать еди ноличным хозяином на землях лесного фонда. Исключены все ссылки на согласование с ор ганами охраны природы проектов мероприя тий, серьезно влияющих на состояние окружа ющей среды, де-факто ограничивается перечень информации о лесном фонде, доступный орга низациям и гражданам. Вообще, с правами граждан и их объедине ний по прежнему невеселая картина. Дальше того, что граждане «могут участвовать», разра ботчики Кодекса не пошли, если не считать право организации добровольных пожарных дружин. Но Лесной Кодекс принят, и лесникам и экологам придется работать, руководствуясь этим законом. И готовиться к следующему ра унду работы над лесным законодательством. Ведь нет предела совершенству... В. Захаро Российский лесной клуб Л.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz