Живая Арктика. 1996, №4 спецвыпуск.

ЖИВАЯ ЙШЙЙШ №4, Август, 1996 Нина Амтюхова ТИЖ СТРОИЛИ ГОРОД В марте 1953 года (после смерти Сталина) строительство было законсервировано, началось расформирование исправительно-трудовых ла­ герей. Дальнейшее строительство предстояло ве­ сти уже тресту “Апатитстрой”, созданному на базе “Кировскстроя”, строительного участка комбина­ та “Апатит”, организованного в поселке Апатиты в 1946 году. Участок возглавлял Эдуард Данило­ вич Лейф, строительная биография которого на­ чалась в 30-х годах. Дети, внуки и правнуки его живут в нашем городе. Э.Д.Лейф руководил в тре­ сте сначала работой строительного двора, кото­ рый размещался в районе сегодняшнего магазина “Арктика”, а с 1956 года, когда поднялись стены нового цеха сборных железобетонных изделий, он был назна­ чен начальником этого цеха. Единствен­ ным техническим оснащением цеха были бетономешалка и кран. Цемент и песок возили тачками, воду носи- /" ) ^ ли ведрами. Дозировали песок и цемент для изготовления пане­ лей: ящик песка, ящик цемента... ■*Svfe>.;-/миѵЛ.> vfy- ѵ. Поселок Апатиты ("Старые Апатиты"). 1957 Поселок Белореченский. 1959 г. В 1951 году на небольшой сопоч­ ке закладывается Новый город. Были разбиты котлованы под одиннадцать домов. К началу 1953 года коробки детского сада и трех жилых домов были возведены под крышу. Стро­ ить Новый город начинал инженер- ленинградец Вла­ димир Павлович Зверков - из заклю­ ченных. Мастером у него работал вольнонаем­ ный Николай Васильевич Федоров - впоследствии заслуженный строитель РСФСР, начальник уп­ равления Отделстрой треста "Апатитстрой", его имя с большим уважением произносится ветера­ нами треста. 7 июля 1966 г. рабочий поселок Апатиты был переименован в город. В городскую черту были включены поселки, имеющие много­ летнюю историю: Белореченский, Молодежный, Энергетик, станция Апатиты. А первым строением здесь был домик путевого обходчика на разъез­ де “Белый”, построенный в 1916 г. еще при про­ кладке Мурманской железной дороги. В 1930 г. на его месте построили станцию, которая полу­ чила название Апатиты. При ней вырос поселок железнодорожников. Для снабжения населения Хибиногорска про­ дуктами, в первую очередь витаминозными, тре­ бовалось создать местную сельскохозяйствен­ ную базу. Необходим был также корм для лоша­ дей, которые на первых порах составляли осно­ ву транспорта на строительстве в Хибинах. Для решения этих задач в октябре 1930 г. близ стан­ ции Апатиты был организован совхоз «Индуст­ рия». Рабочие его с семьями (1800 человек) раз­ местились в 26 новых домах, из которых шесть были двухэтажными. Так возник поселок Апати­ ты. В центре его расположились клуб, большая столовая, магазин, пекарня, почта, поликлиника, баня, прачечная. 1 августа 1953 года официально считается днем создания треста “Апатитстрой”. Но возник он не на пустом месте. С 1929 по 1951 год трест “Апатит” (комбинат “Апатит”) вел строительство силами своего строительного подразделения. В 1951 роду создается строительная организация Кировскстрой. Владимир Иванович Полтава, ин- женер-подполковник, назначается заместителем начальника и главным инженером Белоречлага Кировскстроя. В августе 1952 года создается уп­ равление Белореченского исправительно-трудо­ вого лагеря (ИТЛ) и В.И.Полтава назначается на­ чальником управления Белореченского ИТЛ и строительства “Кировскстроя” МВД. L 6 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz