Живая Арктика. 1996, №1.

Ж И В А Я я и № 1, Январь, 1996 ратифицирована. Но вопросы о земле и ресурсах, вопросы о контроле за состоянием груда и занятости и вопросы о программах социального обеспечения, здр авоохр ан ени я и образования в поселках , где п р ож и в аю т к о р е н н ы е ( а б о р и г е н н ы е ) н а р о ды - важнейшие. Очень важен вопрос о соответствии Конвенции МОТ 169 Конституции Российской Федерации. Конвенция МОТ 169 никак не противоречит Кон с ти туции Российской Федерации в главном , наиболее остром вопросе - о правах аборигенных народов на территорию/землю и ресурсы. Так Статья 9 Конституции РФ прямо связывает права на землю с проживающими на данной территории народами, а не п р о ст о с п р ож и в ающ и м на той и ли иной территории населением. “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории” . С д р у г о й с т о р о н ы , к о н с т и т у ц и о н н ы е обязательства и гарантии Российской Федерации в о тн ош ен и и абори генных народов, запи санны е в Статье 69 Конституции РФ таковы, что они прямо подразумевают, более того - настоятельно требуют ратифицировать такой документ как Конвенция МОТ 169: "Ро с с и й с к а я Ф е д е р ац и я гаран ти ру ет права коренных малочисленных народов в соответствии с о б щ е п р и з н а н н ы м и п р и н ц и п а м и и н о р м а м и м е ж д у н а р о д н о г о п р а в а и м е ж д у н а р о д н ы м и договорами Российской Федерации” . Так как до принятия ООН Международной Д е к л а р а ц и и п р а в а б о р и г е н н ы х н а р о д о в дв е м е ж д у н а р о д н ы е К о н в е н ц и и МОТ 107 и 169 ф а к т и ч е с к и я в л я ю т с я е д и н с т в е н н ы м и м е ж д у н а р о д н ы м и д о к у м е н т а м и , с о д е рж ащ и м и правовые стандарты в отношении коренных народов, то отвергнув Конвенции МОТ 169. Россия заявила бы о своем непризнании каких либо существующих международных стандартов в этом вопросе. А это явилось бы действием, дискредитирующим и (проще говоря - ставящим в весьма глупое положение) и новую Консти туцию РФ и стоящие на ее страже органы государственной власти в стране. Конвенция МОТ 169 полностью соответствует К о н с т и т у ц и и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и , и ее ратификация Государственной Думой явилась бы закономерным и естественным актом выполнения к о н с т и т у ц и о н н ы х о б я з а т е л ь с т в в о т н о ш е н и и аборигенных народов, взятых на себя Российским государством вполне добровольно, без какого-либо нажима извне. Ратификация Конвенции МОТ 169 включит Р о с с ию в ч и с л о ч л е н о в Д о б р о в о л ь н о г о Международного Фонда развития коренных народов ( ч л е н а м и к о т о р о г о я в л я ю т с я с т р а н ы , р а т и ф и ц и р о в а вш и е К о н в е н ц ию ). Э то п о зв о л и т п ри в л е ч ь средства этого Фонд а д л я р еа ли зации п р о г р а м м р а з в и т и я и п о м о щ и к о р е н н ы м (аборигенным) народам России. И последнее - а хотят ли сами коренные (аборигенные) народы России, чтобы Конвенция МОТ 169 была ратифицирована? Можно дать вполне определенный ответ - да, хотят. Вопрос о р а т и ф и к а ц и и К о н в е н ц и и МОТ 169 в бы вшем СССР и в России неоднократно поднимался на съездах малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он включен во все документы и декларации лидеров наших коренных народов, в ч астно сти в такой д о к ум е н т как Кон в енци я-26 , п р и н я т ы й п р е д с т а в и т е л я м и р е г и о н а л ь н ы х ассоциаций народов Севера в Якутске в 1992 году. Этот вопрос неоднократно поднимался народными депутатами-северянами в Верховном Совете СССР и Российской Федерации. Еще в 1989 г. с запросом к Правительству СССР по вопросу о ратификации Конвенции 169 в обращался народный депутат от Ямало-Ненецкою автономного округа Роман Ругин, но четкого ответа на поставленные вопросы он не получил. Ему л иш ь "были даны разъяснения по п о р я д к у и п о с л е д о в а т е л ь н о с т и р а с с м о т р е н и я предложений, содержащихся в обращении” . В 1990 г. с таким же запросом в Правительство СССР обратился президент Ассоциации коренного населения “Ямал - по том кам ” Сергей Харючи. На св ой з а п р о с он п о л у ч и л о т в е т за п о д п и с ью заместителя председателя Бюро Совета Министров СССР по социальным вопросам В. Лахтина, где было сказано, что вопрос о ратификации Конвенции 169 правительство СССР "предполагает рассмотреть в текущем году в установленном порядке” . И наконец в 1991 году председатель Комитета по национальной п о л и т и к е и м е ж н а ц и о н а л ь н ы м о т н о ш е н и я м Верховного Совета СССР Г.С .Тарасевич на свой за п р о с в МИД С С С Р о в о з м о ж н о с т и и целесообразности ратификации Конвенции МОТ 169 получил письмо за подписью Министра иностранных дел СССР Н .Н .Бессмертных (письмо -8897/ос-нс от 28 мая 1991 г.) в котором содержался положительный ответ. Из этого следует сделать вывод, что СССР в 1991 году б ы л в е с ь м а б л и з о к к р а т и ф и к а ц и и Конвенции МОТ 169. В 1994 г. вопрос о ратификации Конвенции МОТ 169 о б с уж д а л с я в Го с у д а р ств ен н о й Д ум е дважды. 26 апреля 1994 году слушания по проблемам н а р о д о в С е в е р а б ы л и н а ч а т ы по и н и ц и а т и в е Ассоциации малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На эти слушания специально был приглашен представитель МОТ в ООН г-н Ян Чамберс. В ноябре 1994 г. слушания по Конвенции были организованы в Совете Федерации. На этих слушаниях представители Министерства по делам национальностей высказали свое незаинтересованное о т н о ш е н и е к р а т и ф и к а ц и и э т о й к о н в е н ц и и . Представители малочисленных народов и регионов России вы с к а з а л и с ь о д н о з н а ч н о за то, ч т о б ы К о н в е н ц и я МОТ 169 б ы л а ратифицирован а. На эти с л уш а н и я был приглашен известный специалист в области прав аборигенных народов доктор Ли ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz