Живая Арктика. 1996, №1.

Ж И В А Я ш ш № 1, Январь, 1996 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ АБОРИГЕННЫХ НАРОДОВ I Александр Пика I Перед вами последняя статья Александра Ивановича Пики ученого-сибиреведа и общественного деятеля, защищавшего права коренных народов. Александр Пика в сентябре 1995 г. пропал безвести на Чукотке, где находился в очередной экспедиции, проводя работу по изучению современного положения коренного населения. С ущ е с т в ующ и е м еж д у н а р о д н ы е пр ав о вы е а к т ы , с о д е р ж ащ и е н о р м ы и о р и е н т а ц и и д л я государств и национальных законодательств, а также общие рекомендации по вопросам государственной п о л и т и к и в о т н о ш е н и и а б о р и г е н н ы х н а р о д о в являются законной составляющей частью широког о круга международных документов, определяющих права человека. Специально посвященных правам аборигенных народов действующих международных правовых актов не много. Главные из них: * Конвенции МОТ 107 1957 г. и 169 1989 г. * Всеобщая Д ек л ар аци я прав аборигенных народов ( подготовлена в рамках ООН и существует пока в проекте). * П р а в о в ы е с т а н д а р т ы в о т н о ш е н и и аборигенных народов содержащиеся в различных международных декларациях в защиту окружающей природной среды (Нуукская декларация, 16 сентября 1993 г. Нуук, Г р е н л ан ди я ) и в д е к л а р а ц и я х и итоговых документах международных форумов по в о п р о с ам э к о л о г и и , н а р о д о н а с е л е н и я и п р ав ам ч е л о в е к а ( Д е к л а р а ц и я К а р и -О к а и Х а р т и я аборигенных народов мира, 30 мая 1992 г. Кари-Ока, Бразилия ). * Д о к у м е н т ы , х о т я и не п р и з н а н н ы е международным сообществом в качестве правовых стандартов в отношении аборигенных народов, но тем не менее широко известные и действующих de facto в различных регионах мира - как, например Операционная директива в отношении аборигенных народов 4.20 Всемирного Банка (World Bank, сентябрь 1991 г.). * Некоторые национальные законодательства, при зн анны е в качестве усп ешных прецедентов в р еш е н и и п р о б л ем а б о р и г е н ны х н ародо в, та ки е н а п р и м е р к ак ш и р о к о и з в е с т н ы й З а к о н об удовлетворении земельных притязаний аборигенных жителей Аляски (Alaska Natives Land Claimes Settle­ ment Act, US Congress, Public Law N 98-203, 1971) или так н азываемое О конч ател ьно е Со гл аш ени е Инувиалуит (Inuvialuit Final Agreement, NWT, Canada 1984) - закон на основе до г о в о р е н н о с т и м ежд у правительством Канады и аборигенным населением б а с с е й н а р .М а к к е н з и , з ащ ищ а ю щ и й и н т е р е сы аборигенных жителей Канадской Арктики в условиях и н т е н с и в н о г о п р о м ы ш л е н н о г о (н еф т е г а з о в о г о ) о с в о е н и я . Р а с с м о т р и м н е к о т о р ы е и з э т и х международных правовых документов с точки зрения возможности и желательности их применения для э ф ф е к т и в н о г о э к о н о м и ч е с к о г о и с о ц и а л ь н о г о развития и защиты интересов аборигенных народов России. Конвенции Международоной Организации Т р у д а - 107 и 169. В 1957 году на 40 Сессии Международной конференции труда был а принята Конвенция Международной Организации Труда /МОТ / №107 “О защите и интеграции коренного и д р у г о г о н а с е л е н и я , в е д у щ е г о п л е м е н н о й и п о л у п л е м е н н о й о б р а з ж и з н и в н е з а в и с и м ы х с т р а н а х ” . До л е т а 1989 г. э та К о н в е н ц и я и сопровождающая ее Рекомендация №104 оставались ед и н с т в ен ным и м еж д у н а р о д ным и до к ум ен тами , сод ерж авшими правовые нормы государственной п о ли ти ки в о тн ош е н и и коренных (аборигенных) народов. Конвенция 107 был а ратифицирована 27 государствами, включая и некоторые приполярные страны. СССР присоединился к Конвенции 107 в 1959 г., но не ратифицировал ее. В 1985 г. Административным Советом МОТ был поставлен вопрос о пересмотре Конвенции 107, в связи с чем было принято решение о проведении Совещания группы экспертов с целью выработки проекта новой конвенции . Сов ещани е экспертов пришло к выводу, что в существующих современных условиях “интеграционистский подход Конвенции 107 не соответствует требованиям и не отражает современный образ мыш л ен и я ” , Конвенция 107 не п о з в о л я е т к о р е н н ы м и д р у г и м н а р о д н о с т я м , ведущим племенной образ жизни ‘'в максимально во зм ожной степени кон тролиро вать собственное экономическое, социальное и культурное р азвитие” . С о в ещ а н и е э к с п е р т о в р е к о м е н д о в а л о Административному Совету МОТ включить вопрос о п е р е с м о т р е К о н в е н ц и и 107 в п о в е с т к у д н я Международной конференции труда в 1988 г. В июне 1989 г. на 76 сессии Международной конференции труда пересмотренная конвенция бы л а принята и получила название Конвенции МОТ 169 “О коренных и в е д ущ и х п л е м е н н о й обр а з ж и з н и н ар о д ах в независимых странах” . Принятие новой Конвенции МОТ 169 явилось важным достижением как самих абориіенных народов, так и государств, правительств и национальных сообществ, сумевших своевременно о с о з н а т ь в ч ем с о с то я т п е р е м е н ы и п р о ц е с сы , происходящие в аборигенном мире. Новая конвенция фактически при зн а л а тот факт, что аборигенные народы и этнические группы, ведущие племенной и полуплеменной образ жизни, вопреки ориентации Конвенции 107 на их “интеграцию” в современное индустриальное общество национальных государств через их культурную и этническую ассимиляцию , сумели не только сохранить свои исконные f .. ^ и оригинальны е культурные традиции и / p i этническую самобытность, но создали и JjL / у п р о ч и л и с о б с т в е н н ы е с о ц и а л ь н ы е и N A J r / культурные институты, добились большего . ШШ ЯШ ЯШШШШШШ Н И Н 2 Щ Ш ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz