Живая Арктика. 1996, №1.

Ж И В А Я 1 » № 1, Январь, 1996 разработаны формы и графики отчетности, соответствующие нуждам проекта. Отчеты о наблюдении и результатах деятельности должны рассматриваться высшим звеном управления исполнительного органа проекта и Банком совместно. Отчеты об оценке результатов должны быть доступны широкой публике. и) Оценки затрат и план финансирования. В план должны входить подробные оценки затрат, связанных с планируемой деятельностью и инвестициями. Оценки должны даваться в разбивке стоимость за единицу на каждый год проекта и быть связаны с планом финансирования. В подобных программах, как и в фондах возобновляемого кредита, обеспечивающих коренное население средствами для инвестиций, должны указываться способы ведения бухгалтерского учета и механизмы финансовых трансфертов и пополнения фонда. Обычно полезно предусмотреть как можно более высокую долю непосредственного участия Банка в компонентах проекта, касающихся коренного населения. Стадии проекта и проектная документация. 16. На стадии определения проекта заемщик должен быть проинформирован о политике Банка в отношении коренного населения. Должны быть определены и нанесены на карты района осуществления проекта приблизительная численность и места проживания населения, потенциально подвергающегося воздействию проекта. Необходимо также обсудить юридический статус всех заинтересованных групп населения. Руководители проекта (РП) должны ознакомиться с соответствующими государственными учреждениями, их политикой, процедурами, программами и планами в отношении коренного населения, подвергающегося влиянию проекта (см. параграфы 11 и 15а). РП также должны провести этнологические исследования, необходимые для определения местных потребностей и приоритетов (см. параграф 15Ь). РП при согласовании с региональными отделами по охране окружающей среды должны изложить все вопросы, связанные с коренным населением, и общую стратегию реализации проекта в Плане первоочередных мероприятий по проекту. Подготовка проекта. 17. Если на встрече, посвященной обсуждению Плана первоочередных мероприятий по проекту, решено предпринять специальные действия, то на стадии подготовки проекта должен быть разработан план развития или компонент проекта, ориентированный на нужды и защиту интересов коренного населения. По мере необходимости Банк должен помогать заемщику в составлении заданий и обеспечивать специализированную техническую помощь (см. параграф 12). Привлечение к работе на ранних стадиях этнологов и неправительственных организаций, имеющих опыт работы с коренным населением, является эффективным способом определения механизмов участия коренного населения в проекте и местных возможностей развития. В том случае, если проект затрагивает права коренного населения на землю, Банк должен вместе с заемщиком предпринять необходимые шаги к скорейшему созданию постоянной основы землепользования, поскольку земельные споры часто приводят к задержкам в реали зации мер, обусловленных признаваемыми правами на землю (см. параграф 15в). Оценка продукта. 18. До начала работы по оценке проекта на рассмотрение Банку должен быть представлен план компонента развития для коренного населения вместе с технико-экономическим обоснованием проекта в целом. Оценка проекта должна отражать степень адекватности плана, уместность избранной политики и существующих правовых основ ее реализации, возможности организаций, отвечающих за осуществление этого плана, и адекватность выделенных для этого технических, финансовых и социальных ресурсов. Специалисты по оценке проекта обязаны убедиться в том, что коренное население принимает активное участие в разработке плана, как это описано в параграфе 14а (см. также параграф 15г). Особенно важно оценить предложения по упорядочению доступа к земле и ее использованию. Реализация и надзор. 19. При планировании надзора следует предусмотреть привлечение к работе наблюдательных миссий Банка на стадии реализации проекта необходимых специалистов в области этнологии , права и соответствующих технических дисциплин (см. параграфы 15е и ж, а также ОД. 13.05, Руководство по надзору за реализацией проекта). РП и специалисты должны посещать объекты ведения проектных работ. В промежуточной и окончательной оценках выполнения проекта должен быть определен имеющийся прогресс, а в случае необходимости содержаться рекомендации корректирующих мероприятий. Документация. 20. Обязательства заемщика по реализации плана развития для коренного населения должны быть отражены в документах по займу; юридические положения должны давать работникам Банка четкие показатели, которые можно отслеживать в ходе надзора за реализацией проекта. Положения плана или проекта должны быть кратко изложены в Отчете по оценке проектной документации отделом Банка по охране окружающей среды, также как в Меморандуме и рекомендациях президента. Примечания. * 1 - “Банк” включает МАР, 1заимами под подразумеваются и кредиты. * 2 - Перемещение коренного населения может быть особенно разрушительным, и особые усилия должны быть предприняты, чтобы избежать этого. См. ОД 4.30, “Вынужденное переселение” по вопросам переселения применительно к коренному населению. * 3 - Технические указания по подготовке проектов, касающихся коренного населения, для конкретных регионов, а также конкретные примеры наиболее успешного опыта имеются в Региональных отделах по охране окружающей среды. * 4 - Указания по проведению оценок положения коренного населения и воздействия на окружающую среду см.ОД 4.01 “Экологическая оценка”, а также гл.7 сборника Всемирного Банка Environmental Assessment Sourcebook, Технический отчет 139 (Вашингтон, округ Колумбия, 1991). * 5 - См. “Участие общественности и роль неправительственных организаций в Экологической оценке” в сб. Всемирного Банка, Environmental Sourcebook, Технический отчет 139 (Вашингтон, округ Колумбия, 1991). 0 ^ * 6 - См. ОД 10.70, Project Monitoring and Evaluation.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz