Живая Арктика. 1996, №1.

Ж И В А Я : ш ш т № 1, Январь, 1996 целями основного содержания проекта. Такие разделы могут включать деятельность в области здравоохранения и питания, производственной инфраструктуры, сохранения языка и культуры, защиты прав на образование и пользование природными ресурсами. Раздел проекта, связанный с экономическим развитием коренного населения, должен включать, в случае необходимости, следующее: а) Правовую основу. План должен содержать оценку (1) юридического статуса групп населения, о которых идет речь в настоящей директиве, как он определен в конституции, законод ательстве и нормативных актах страны (инструкциях, административных распоряжениях и т.п .); и (2) возможности таких групп населения получить доступ и реально использовать юридическую систему для защиты своих прав. Особое внимание должно быть уделено правам коренного населения на использование и разработку занимаемых территорий, на защиту от незаконного вторжения и на пользование природными ресурсами (такими, как леса, дикие животные и вода), жизненно необходимыми для существования и воспроизводства. б) Исходные данные. Исходные данные должны включать (1) точные, недавно составленные карты и аэрофотосъемку областей, подверженных воздействию проекта, и областей проживания коренного населения; (2) анализ социальной структуры источников дохода населения; (3) инвентаризацию ресурсов, используемых коренным населением и техническую информацию о существующих производительных системах; и (4) информацию о взаимоотношениях коренного населения с другими местными и национальными группами. Особенно иажно, чтобы исходные исследования охватывали весь спектр производственной и рыночной деятельности коренного населения. Информация из косвенных источников должна проверяться и уточняться путем выезда на место квалифицированных технических специалистов и экспертов в области социологии. в) Землевладение. Если местное законодательство нуждается в упорядочении. Банк должен предложить заемщику помощь в установлении юридического признания сложившейся или традиционной системы землевладения коренного населения. Если традиционные земли обитания коренного населения были по закону переданы во владение государства и такая мера, как преобразование традиционных прав в право собственности, не подходит, должны быть предприняты альтернативные меры с тем, чтобы гарантировать коренному населению долгосрочные, возобновляемые права распоряжения и использования. Эти шаги должны быть предприняты до начала реализации других мер, предусмотренных планом, поскольку они могут быть обусловлены наличием признаваемого права собственности на землю. г) Стратегия участия коренного населения в процессах социально-экономического развития. Должны быть разработаны и обеспечены механизмы участия коренного населения в процессе принятия решений на всех стадиях планирования, реализации и оценки результатов проектной деятельности. Многие из больших групп коренного населения имеют собственные организации, представляющие их интересы, которые могут служить эффективным связующим звеном при учете местных приоритетов. Традиционные лидеры занимают ведущие позиции для мобилизации людей, и их необходимо привлекать к процессу планирования, обеспечивая при этом истинное представительство коренного населения (*5). Однако, не существует абсолютно надежных методов обеспечения полного представительства местного населения. Для разработки подходящего для конкретной области, в которой осуществляется проект, механизма участия часто бывает необходимо проведение социологических и технических консультаций, предоставляемых Р егион альными отд ел ами по окружающей среде (REDs). д) Техническое определение деятельности по развитию или смягчению неблагоприятных последствий проекта. Технические предположения должны исходить из результатов исследований на месте, проведенных квалифицированными специалистами, признаваемыми Банком. Должно быть подготовлено детальное описание и проведена оценка таких предлагаемых услуг, как помощь в области образования, подготовки кадров, здравоохранения, кредитования и юридической поддержки. Технические описания должны быть составной частью плана инвестиций в производственную инфраструктуру. Планы, использующие знания коренного населения, часто оказываются более успешными, чем предусматриваемое внедрение полностью новых принципов и институтов. Например, при планировании системы здравоохранения должен быть рассмотрен потенциальный вклад народных целителей. е) Органи зационные возможности . Государственные организации, отвечающие за работу с коренным населением , часто мало эффективны . Функциональным требованием является оценка деятельности, возможностей и нужд таких организаций. Организационные вопросы, которые необходимо решать с помощью Банка, включают (1) наличие средств для инвестиций и финансирования деятельности на местах; (2) адекватность опытных профессиональных кадров; (3) способность собственных организаций коренного населения и НПО взаимодействовать со специализированными государственными организациями; (4) способность исполнительного органа мобилизовать другие организации, участвующие в реализации плана; и (5) достаточная представительность на местах органи заций , отвечающих за работу с коренным населением. ж) График реализации. В компоненты проекта должен входить график реализации, включающий, в свою очередь, контрольные показатели, по которым можно было бы определять степень выполнения плана через установленные интервалы времени. Для обеспечения плановой информации, необходимой для согласованной реализации компонента проекта, связанного с коренным населением, и основных инвестиций проекта, часто бывают необходимы экспериментальные программы. План должен быть нацелен на долговременную устойчивость проектной деятельности после завершения ее финансирования. з) Наблюдение и оценка результатов проектной деятельности (*6). В тех случаях, когда налицо недостаточный управленческий опыт организаций, отвечающих за работу с коренным населением, как правило, требуется наблюдение со стороны независимых источников. Наблюдение силами представителей собственных организаций коренного населения способствует более полному отражению интересов коренного населения в ходе управления проектом и поощряется Банком. Наблюдающие группы должны включать опытных социологов, должны быть 14 I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz