Живая Арктика. 1996, №1.

Ж И В А Я зш ш ж а і № 1, Январь, 1996 Сборник оперативных директив Всемирного Банка Оперативная директива. Сентябрь 1991 г. ОД 4.20.* Коренное население. Введение. 1. Настоящая директива описывает политику Банка (*1) и процедуры в отношении проектов, затрагивающих интересы коренного населения. В ней даются основные понятия, определяются направления цели политики Всемирного Банка, дается руководство по разработке и отдельных частей или положений проектов, касающихся коренного населения, а также порядок работы и требования к проектной документации. 2. В настоящей директиве изложены основные направления политики Всемирного Банка, призванные (а) обеспечить реали зацию проектов социально- экономического развития, благоприятных для коренного населения, и (б) избежать или смягчить потенциальное неблагоприятное воздействие объекта намечаемой деятельности на коренное население. Особое внимание необходимо уделить случаям, когда инвестируемые Банком проекты затрагивают интересы коренного населения, племен, этнических меньшинств или других групп населения, чье социальное и экономическое положение ограничивает их способность защищать собственные интересы , права на землю и другие производительные ресурсы. Определения. 3. Понятие “коренное население” , “коренные этнические меньшинства” , “племенные общности” и “ кастовые ст р у к т у ры ” обозначают социальные образования, социально-культурный облик которых отличается от преобладающего населения, что делает их уязвимыми в процессе развития. В настоящей директиве для обозначения этих групп населения используется термин “коренное население”. 4. В национальных конституциях, сводах законов и соответствующем законодательстве многих стран- заемщиков Банка закреплены основные правовые положения, являющиеся исходной основой для определения коренного населения. 5. Поскольку условия, образ жизни и деятельности коренного населения различны в разных странах и регионах, невозможно дать единого всеобъемлющего определения этого термина. Коренное население обычно принадлежит к беднейшей части населения. Его представители могут быті, вовлечены в самые различные виды экономической деятельности, включая подсечное сельское хозяйство в лесах и прилегающих районах, наемный труд и даже рыночную деятельность в мелких масштабах. В некоторых географических областях коренное население определяется по следующим отличительным признакам: а) тесная привязанность к местам исторических поселений и природным ресурсам этих территорий; б) самоопределение или официальное определение части общества, принадлежащего к отдельной культурной группе; в) родной язык, часто отличающийся от национального языка; * Настоящая директива подготовлена в качестве руководства для сотрудников Всемирного банка и не претендует на полноту изложения. г) наличие традиционного общественно- политического уклада; д) производство, ориентированное в основном на натуральное хозяйство. Руководители проектов (РП) должны полагаться на собственное суждение при определении групп населения, к которым относится настоящая директива и пользоваться услугами экспертов - специалистов в антропологии и социологии на протяжении всего проектного цикла. Цели и политика. 6. Общая задача Банка в отношении коренного населения стран-членов Банка заключается в обеспечении того, чтобы процесс развития способствовал уважению достоинства, соблюдению прав человека и сохранению культурной самобытности коренного населения. Более конкретно, центральной задачей настоящей директивы является установление того, что финансируемые Банком проекты, направленные на устойчивое социально- экономическое развитие, не окажут отрицательного воздействия на коренное население и что предлагаемые социальные и экономические выгоды совместимы с культурными традициями коренного населения. 7. Вопрос о том , как подходить к решению проблем , связанных с коренным н аселением , подвергающимся неблагоприятному воздействию проектов социально-экономического развития, вызывает много противоречий. Спор часто формулируется как выбор из двух полярно противоположных мнений. На одном полюсе - мнение, что коренное население, чьи культурные и экономические обычаи затрудняют взаимоотношения с могущественными внешними группами населения, необходимо изолировать. Преимуществом такого подхода является обеспечение специфических охранных мер и сохранение культурной индивидуальности; издержки связаны с упущенными преимуществами программ развития. Противоположное мнение заключается в том, что коренное население должно воспринять ценности, приоритеты и экономическую деятельность доминирующего общества и получить возможность участвовать в процессе национального социально- экономического развития. В этом случае, преимущества могут включать расширение социальных и экономических возможностей, но издержки нередко выражаются в форме постепенной утраты культурных различий. 8. Политика Банка заключается в том, что стратегия решения вопросов, касающихся коренного населения, должна быть основана на компетентном участии самих коренных жителей в решении этих вопросов. Таким образом , определение м естных особенностей и приоритетов путем непосредственной консультации с представителями коренного населения, использование при выборе форм и методов для реализации проекта знаний, накопленных коренным населением, а также привлечение на достаточно ранних стадиях проекта опытных специалистов в соответствующих областях - все это должно быть в центре внимания при работе /") ' t - нал любым проектом, затрагивающим интересы коренного населения и его права на природные и экономические ресурсы. 9. Возникают случаи, особенно если речь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz