Живая Арктика. 2004, №1.

чен болотистыми равнинами. Хибины имеют фор­ му окружности радиусом около 30 км. В летописях XVII века Хибинские тундры назывались "Будрин- скими горами". По характеру рельефа и сложению весь массив делится на центральную часть и на­ ружное кольцо, отделенные друг от друга широки­ ми долинами с более или менее удобными пере­ валами. Первая подробная карта составлена экс­ педицией В. Рамзая, см. Подъезды к Хибинским тундрам очень удобны. Вдоль западного края Хибин по берегу озера Иман­ дра идет Октябрьская железная дорога. На участ­ ке Хибин есть станции: Апатиты, Хибины, Нефели­ новые Пески, Имандра. От Апатитов по долине р. Большой Белой идет железнодорожная ветка и шоссе до Кировска (16 км), расположенного на бе­ регу оз. Большой Вудъявр. От шоссе на Кировск есть ответвление на Коашву, расположенную на берегу реки Вуоннем-йок. Несмотря на малую обитаемость в Хибинах есть база КСС и несколько лесных домиков. База КСС Куэль-порр находится в долине реки Куни-йок, около впадения в нее ручья Рис-йок. Здесь есть не­ сколько домиков-приютов с нарами и печками, ко­ торые сдаются за умеренную плату. Кроме того, домик из досок с нарами и печкой есть в начале долины ручья Кедик-уай, недалеко от Каль-йока, и охотничья избушка с печкой в долине реки Туль- йок, около впадения в нее ручья с перевала Щель, однако она спрятана в лесу. Кроме того, на озере Нижний Ньюръявр есть геологическая база. Хибин-пахк-чорр. Перевал-седло (750 м). Рас­ положен западнее вершины Хибин-пахк-чорр, в ее западном отроге. Соединяет долины нижнего ле­ вого притока Гольцовой и ручья Юмъе-корр-уай. Путь к перевалу от ст. Имандра - на левый бе­ рег реки Гольцовой и вдоль нее вверх к первому левому ее притоку. Сюда можно подняться и со средней части Меридионального ручья, траверси­ руя северный отрог Хибинпахкчорра. Русло ручья плоское, шириной метров 10, зимой с достаточно глубоким снегом. В некоторых местах под склоном небольшие наледи. Склоны долины крутые, могут представлять лавинную опасность. Подъем внача­ ле пологий, выше границы зоны леса (березы) взлет до 25° по дну широкого кулуара. Подъем серпанти­ ном на лыжах, перепад высот около 130 м. Выше среди небольших моренок с выходами скальных останцев обширная яма. (Ее оставляем справа по ходу). Это уже почти высота перевала, через 50 м после ямы входим в ущелье. Перевальное ущелье длиной 200 м, шириной 10-15 м, ближе к южному концу до 5 м. Спуск в сторону ручья Юмъе-корр- уай каменистый, идет в скальном кулуаре средней крутизны (25-35 град). Верхнюю часть спуска нуж­ но проходить пешком, самострахуясь лыжными палками, а затем на лыжах. Спустившись с пере­ вала, попадаем под начало перевального взлета перевала Юмъе-корр. Отсюда простой пологий спуск по долине ручья Юмъе-корр-уайя (1 час до границы зоны леса и еще 1-3 часа до стации Не­ фелиновые Пески). Хибинский наволок, Хибин-нярк. 67° 40 ': 33° 10'. На вост. берегу оз. Б. Имандры, к Ю от ж.-д. станции Имандра. Хибины, Хибино, ст. ж. д. и посел. На 170 км от г. Мурманска. У разъезда, на берегу оз. Б. Иман­ дры в 1923 г. было образовано опытное поле, впос­ ледствии развившееся в Полярное отделение Все­ союзного института растениеводства (ПОСВИР). Рыболовецкий колхоз "Заполярный труд". По пере­ писи 1926 г.- 205 чел., к 1938 г.- 201 чел. Хиппик-нюн, Хиппик-нюн-чорр, возвыш. 67° 50': 32° 30' - 32° 40'. ( Хиппик - филин или круп­ на перевале Ферсмана туристы из Мончегорского клуба "Сариола” 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz