Живая Арктика. 1996, №4.
Ж И В А Я № 4. ноябрь 1996 К годовщине гибели участников проекта “Социальные изменения на Севере: Аляска и Российский северо-восток” 7 сентября 1995 г. на Чукотке недалеко от поселка Провидение произошли трагические события. В морепогибло 14человек-10 местных жителей и четверо участников экспедиции. Это была российско- американская экспедиция по изучению социальных изменений у коренных жителей российского Севера и Аляски. Участники экспедиции вели исследования по проекту, изучавшему связи социальных и медицинских проблем коренного населения в современных условиях. Они стремились разобраться в этих проблемах и найти пути их решения. Александра Пику, погибшего в этот день, коренные жители российского Севера знали давно и как ученого, занимающегося современными проблемами северян, икак общественного деятеля, отстаивающего права коренных жителей Севера . Трое американских участников экспедиции, Стивен Макнабб, Ричард Кондон и Уильям Ричардс, погибшие в этот день, мало известны нашим читателям. Мы хотим рассказать о них - потому что они погибли на Севере и потому что они были настоящими друзьями очень многих коренных жителей Северной Америки и хотели стать друзьями жителей Чукотки. Руководителем этого проекта был Стивен Макнабб. Стивен Макнаббродилсяв штате Огайо в 1951 г. Получил специальность антрополога в Университете в Калифорнии. Будучи аспирантом он занимался этнолингвистикой. После сдачи квалификационных докторских экзаменов Стивен с женой отправились на Аляску для завершения докторской диссертации. Здесь они были включены в первый проект, связанный с социальными изменениями в жизни аборигенов Аляски. После первого проекта последовали новые, посвященные исследованию проблем образования, экономического развития, здравоохранения. Все эти проекты касались изменений, внесенных индустриальной экономикой в жизнь аборигенов Арктики и субарктики. Стивен был автором многих отчетов и докладов по этим проектам, а также статей по этнолингвистике. Коллеги Стива пишут, что Стив очень много занимался практическими проблемами аборигенов Аляски, а аборигены считали его “настоящим человеком” и доверяли ему. Поэтому он был “привлеченным исследователем” аборигенных и некоммерческих организаций “Ассоциации алеутов о-ва Прибылова” , “ Ассоциации аборигенов Северо-запада Аляски” и “Ассоциации вождей Танана (Атапасков)”. Между 1987 и 1993 г. Стив был старшим исследователем службы внутренних минеральных ресурсов “Нортон Саунд” по проблеме воздействия добычи нефти на 40 прибрежных аляскинских поселков, где проживало в основном коренное население. Его бескомпромиссность, защита интересов населения привели к тому, что после отчета “Анализ социальных экономических и политических последствий разлития нефти на Аляске”, он расстался с этой компанией. С 1990 года он занимался организацией 8 м м н н м н м огромного проекта по сравнительному изучению современных социальных и экономических процессов у аборигенного и неаборигенного населения Арктики. Он давно пришел к выводу, что в арктической зоне обоих полушарий происходят сходные процессы, но сведений о современном положении коренного населения Севера России недостаточно. Стивен познакомился с Александром Пикой. Они оказались единомышленниками. Им удалось разработать совместный российско-американский проект по изучению Севера и добиться финансирования этого проекта в Национальном Научном фонде США. Начиная с 1992 г. российские и американские исследователи работали в 16 поселках на Чукотке, Камчатке и Аляске, каждый в своей стране. Александр Пика дважды работал в аборигенных поселках на Аляске. Американским исследователям очень хотелось также своими глазами увидеть, то, что происходит с коренным населением Чукотки и Камчатки. Стивену пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться в Москве разрешения на двухнедельные исследования на Чукотке. У Стивена остались жена Марианна и две дочери 20 и 12 лет. В январе 1996г. Стив и Марианна должны были отметить серебряную свадьбу. Ричард КОНДОН родился в 1952 г. в штате Нью-Джерси. По специальности он был антрополог. Защитил докторскую диссертацию в 1981 г., был автором трех книг, написал 31 статью. Все эти работы были посвящены разным проблемам жизни эскимосов. Материалы для этих работ он собирал в эскимосских поселках северных провинций. В один них Хольман он ездил почти ежегодно на протяжении пятнадцати лет, дважды жил там более года. В первой поездке в 1979-1980 г. он прожил в Хольмане 18 месяцев, изучая жизнь и проблемы подростков. Он сдружился с ребятами из этого поселка . Когда через несколько лет он приехал туда на год уже с женой Памелой Стерн, тоже антропологом, и дочкой все молодые эскимосы от 20 до 30 лет были его старыми друзьями. И Рик опять пытался разобраться в проблемах уже взрослых людей. А для этого было очень важно то, что они ему доверяли. Поэтому книги и статьи Ричарда еще при его жизни считались лучшими в своей области. В поселке Рик сженой всегда жили с открытыми дверями. Его жена вспоминает, что у них в доме всегда кто-то был из местных жителей, мальчиков, девочек и семейных пар. О Хольмане он собрал все возможные сведения, старые фотографии, устные истории пожилых людей и устроил в МакМилланском музее выставку, которая помогла жителям поселкаувидеть со стороны и сохранить в памяти собственную историю и культуру. Свою книгу “Юность инуитов” Рик роздал всем своим друзьям в поселке и они читали и обсуждали эту книгу с ним. Летом 1995 года он в последний раз был в Хольмане, после возвращения из которого всего несколько дней прожил дома перед поездкой на Чукотку. В последние годы Ричард был профессором Арканзасского Университета, главным редактором ведущего научного журнала “Arctic Anthropology” , членом многих научных обществ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz