Живая Арктика. 1996, №4.
Ж И В А Я ШШиШ, № 4, ноябрь 1996 коренному населению воспринимаются приезжими как посягательство на их исконные человеческие права. Правда, к счастью, у мигрантов здесь нет единодушия: те, кто прожил в Сибири лет 20 и собирается здесь остаться, считают дело охраны природы важным и с сочувствием относится к проблемам коренного населения, но таких - меньшинство. Кроме того, концепция Международного этноэкологического законодательства у всех перечисленных групп населения вызывает недоверие. Мысль о том , что в глобальном понимании Сибирь является экологическим ресурсом всей Евразии, а традиционные способы ее освоения коренными народами - этноэкологическим достоянием всего человечества, входит в противоречие с идеей государственного суверенитета. Также она противоречит укоренившемуся со времен Ломоносова стереотипу восприятия: в школе нас учат, что “могущество России будет прирастать Сибирью”. Сибирь представляется как огромная неисчерпаемая кладовая, сокровища которой принадлежат только России, а распоряжаться ими раньше считал себя вправе только Центр, а теперь - местные администрации. Идеи о необходимости международных законов, которые будут регулировать использование этих ресурсов и взаимоотношение государства с аборигенным населением, большинству населения кажутся не только лишними, но и вредными. Идея организации убежищ для природной среды и традиционной культуры аборигенов под охраной международного законодательства находит поддержку и понимание лишь при обсуждении ее с коренным населением, проживающим в аборигенных поселках. В этих идеях они видят хоть какую-то надежду на сохранение остатков родной природы, защиту от вырубки лесов, от последствий разработки недр, от приезжих охотников и рыбопромышленников. Идея создания заповедных этноэкологических зон как известно, не нова. Во многих странах для коренного населения создавались резервации. В России отношение к территориям традиционного природопользования как к заповедным впервые зафиксировано в Уставе об инородцах 1822 г., составленном видным политическим деятелем той эпохи М.Н. Сперанским. Устав (закон) 1822 г. законодательно закреплял принцип невмешательства государства во внутреннюю жизнь общин коренного населения Сибири. Определение границ владений общин производилось на основании традиционных представлениях самих аборигенов. Устав запрещал приезжему в Сибирь населению въезд во владения аборигенных общин и занятия аборигенными видами деятельности, а также разработкой недр во владениях аборигенов О). Создание Международного Фонда этноэкологических рефугиумов отражает новый уровень отношения к традиционным культурам аборигенов как к всемирному этноэкологическому наследию, сохранение которого важно для всего человечества, так как разнообразие форм адаптации и путей развития необходима для выживания. Наряду с объектами природного и культурного наследия, которое уже охраняется международным сообществом, необходимо сохранять этноэкологическое наследие и его носителей, которых осталось очень немного. Предварительный обзор мнений по вопросам предоставления коренному населению права на сохранение традиционных способов жизнеобеспечения и территорий традиционного природопользования показывает, что эта тема нуждается в специальном исследовании. Необходимо исследование мнения всех заинтересованных групп населения по следующим проблемам: -какая часть коренного населения желает сохранять и развивать традиционные формы жизнеобеспечения, половозрастной состав в этой группе; - как они себе представляют этот процесс - как групповой или индивидуальный, считают необходимым консервацию или модернизацию традиций; как относятся к ограничениям, налагаемым статусом особо охраняемых территорий, как собираются решать проблемы воспитания и образования детей, как представляют взаимодействие с окружающим миром; - как различные сопредельные этно-социальные группы представляют себе способы урегулирования отношения с группами коренного населения, ведущего традиционный образ жизни; - как они относятся к ограничениям, налагаемым соседством или проживанием на особо охраняемых природных территориях и многое другое. Большинство территорий, где народы сохранили системы традиционного природопользования, за исключением США, Канады, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, расположено в странах третьего мира, которые не могут справляться со своими социально-экономическими проблемами без интенсивного освоения природных ресурсов, расположенных на таких территориях. Освоение этих ресурсов повсеместно носит поспешный, хищнический характер, в нем принимают участие и развитые страны. Между тем, глобальные природные и культурные процессы, возникающие в результате гибели все новых природных территорий, которые являлись рефугиумамидлямногихвидоврастений, животных и уникальных форм человеческой культуры, касаются экологической икультурной безопасности всего международного сообщества. (1)Устав об управлении инородцами. 1822 год. Полное собрание Законов Российской Империи с 1649 г. Том 38,1822-1825. Типография Его Императорского Величества Канцелярии, ' 1830- / j L y О.Мурашко, этнолог ( 5 УШт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz