Живая Арктика. 1996, №4.

Ж И В А Я ш ш ш № 4. ноябрь 1996 Поэтому наибольшее внимание уделяется рабочей группе ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И АРКТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (Arctic Monitoring and Assessment Pro­ gram, AMAP ). Главной задачей группы является отслеживание уровня загрязненияв различных природных средах мировой Арктики, изучениевлияния загрязняющих веществ на состояние арктической флоры и фауны и выработка рекомендаций для лиц, принимающих практическиерешения. Международный секретариат этой группы расположен в Норвегии под руководством Ларса- Отто Рейерсена (Lars-Otto Reiersen) (address: AMAP,Stromsvein 96, P.O.Box 8100, Dep.,N-0032, Oslo, Norway) Другая рабочая группа создана сравнительно недавно. Это группа ОХРАНЫ АРКТИЧЕСКОЙ МОРСКОЙ СРЕДЫ (Protection o f the Arctic Marine Environment,РАМЕ ). Первая рабочая встреча этой группы была 3-5 мая в Норвегии,в Осло в 1994 г., на которой участвовали представители всех приарктических государств. Первоочередными задачами группы признано определение территориальных вод и экономических зон каждого из приарктических государств. Норвегия подготовила к этой встрече проект международных совместных действий по охране арктических морей. Международный секретариат этой группы расположен в Норвегии подруководством Пера Шива ( Per Schive) (ad­ dress: Department of Environment of Norway, P.O.Box 8013 Dep., N-0030 Oslo, Norway ) Самой молодой рабочей группой в рамках Рованиемского процесса является Группа ПРИВЕНТИВНЫХ АВАРИЙНЫХ МЕР ( The Emergency Prevention, Prepar­ edness and Responce Working Group,EPPR ), которая провела свой учредительный съезд 27 июня-1 июля 1994 г.на Аляске в Анкоридже. Эта группа занята прежде всего разработкой предотвращения возможных нежелательных последствий радиоактивных аварий в арктическом регионе и разработкой общего плана/стратегии согласованных мер всех приарктических государств в случае всевозможных аварий. Международный секретариат этой группы расположен в Швеции, Стокгольме под руководством Ульфа Бьермана (Ulf Bjurman) address: Swedish Ministry of Defence, S-103 33, Stockholm, Sweden ). Четвертой рабочей группой Рованиемского процесса, давно и плодотворно работающей является группа ОХРАНЫ АРКТИЧЕСКОЙ ФЛОРЫ И ФАУНЫ (Con­ servation of Arctic Flora and Fauna ). Эта группа уже провела 4 рабочих совещания, последнее из которых состоялось в конце сентября этого года в Финляндии, Рованиеми. Приоритетным направлением группы в текущий момент является проект создания циркумполярной сети охраняемых территорий. Российская сторона представила доклад, на основе которого был составлен список рекомендаций и принципов для развития единой сети охраняемых территорий в арктическом регионе. Международный секретариат CAFF расположен в Исландии, (address: CAFF International Secretariat, Hafnarstraeti 97,P.O.Box 375, Akureri, Iceland). Г ) Немаловажным, позволяющим начать / Рованиемский процесс, фактором послужило ІТ©>/ падение железного занавеса и открытие iiptf ( российской Арктики длявсего остального мира. В период холодной войны эта часть России, которая, кстати, составляет немногим более трети всей территории страны, была милитаризированной, как территория наиболее близкая к потенциальному сопернику и, следовательно, наиболеезакрытой для иностранцев зоной. Однако необходимо помнить, что реализация AEPS в России происходит в совершенно ином политическом, экономическом и социологическом пространстве, чем в остальных странах арктической “восьмерки” и чем оно было на момент подписания Стратегии. Именно Россия сейчас как никакая другая страна нуждается в международном арктическом природоохранном регулировании. Богатые сырьевые ресурсы российской Арктики и имидж неизведанной “terra incognita”сегодня крайне привлекательны для мирового сообщества. С 1 июля 1992 года Россия открыла Северный Морской Путь для международного судоходства, что необычайно выгодно для целого ряда европейских и азиатских государств. Однако такое многоаспектное переоткрытие российской Арктики несет в себе и определенную опасность для сохранности ее экосистем. Любые компании, в том числе и иностранные, ведущие промышленные разработки на территории России, не обязаны обеспечивать дорогостоящие природоохранные мероприятия во время выполнения проекта, как это принято во всем мире. Российским законодательством это не предусмотрено. Может быть, в этом и есть основная привлекательность российской Арктики для мирового сообщества ? Очень показательна стремительная экспансия ведущих американскихнефтяныхкорпораций Amoco, Exxon, Mobil в российскую Арктику после существенного ужесточения природоохранного регулирования в их стране вследствие печально известной катастрофы “Exxon Valdez” в марте 1989 года. На устранения ее последствий и рекультивационные работы тогда было потрачено 59 биллионов S. “Arctic Bulletin” WWF считает, что этот фактор и стал для России козырной картой в “нефтедобывающей” игре, (пі ,1994, US OIL industry moves into Russia”. Озабоченность мирового природоохранного сообщества судьбой дикой природы российской Арктики выразилась в резолюции Пятого Всемирного Конгресса по нетронутым Территориям ( resolution of 5th World Wil­ derness Congress ) призывающей западные компании, ведущим разработки в России, ограничиться уже нарушенными территориями и применять щадящие технологии и стандарты.Тем не менее, реальных международных механизмов, обязывающих к соблюдению определенных ограничений промышленной деятельности в Арктике в целом, сейчас нет. Существует настоятельная необходимость создания рабочей группы в рамках AEPS, которая сформировала бы единое нормативно-правовое пространство для всего арктического региона при эксплуатации его ресурсов. Необходимым механизмом для его реализации должно стать подписаниеразработанной группой Конвенции или Договора всеми восемью арктическими странами. И. Покровская 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz