Живая Арктика. 1996, №4.

Ж И В А Я ш ш ш № 4, ноябрь 1996 отчитывается перед Советом МАНКа, ежегодно проводит собрания. По конкретным вопросам используется помощь международной группы экспатов. МНПРА использует разнообразные источники финансирования: * деньги международной помощи некоторых стран и международных организаций; * деньги на научные исследования; * гранты международных фондов; * средства двухсторонних и международных проектов. В настоящее время МНПРА работает по следующим текущим проектам: - Нарушение и восстановление арктических наземных экосистем. Планируется, что первым шагом этой программы будет организация международной рабочей группы по российской Арктике, которая будет координировать совместные научные проекты. - Взаимодействие суша-океан в шельфовой и прибрежной зонах. Будет создана крупная исследовательская программа по изучению потоков и процессов в прибрежных или мелководных шельфовых областях. Одной из своих основных задач МАНК видит в том, чтобы сделать данные, собранные российскими исследователями Арктики, доступными для международного научного сообщества. Будет организован сбор информации о ведущих российских ученых и учреждениях, а также перевод наиболее значительных публикаций. Дополнительную информацию о программе МНПРА Вы можете получить по адресу МАНКа, приведенному выше. Перевод и редакция брошюры О.Волошиной Стратегия охраны окружающей среды в Арктике Еще совсем недавно покорение суровой арктической природы представлялось делом доблести и чести, участью сильных и мужественных людей, а ее богатства казались неисчерпаемыми. Для кого-то, связавшего свою жизнь с Арктикой, она становилась источником обогащения, для кого-то символом самоутверждения и победы над собственными слабостями. И недаром: преодоление ее суровых условий как нигде формирует в человеке психологию царя и покорителя природы. Однако в наше время стало ясно, что победа человека над арктической природой - пиррова. Дальнейшее благополучие и перспективы устойчивого развития восьми приарктических государств оказались под угрозой из-за критического состояния арктических экосистем. Истощение их ресурсов, глобальное загрязнение и нарушение равновесия определили для Канады, России, США, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии необходимость поиска и создания системы приоритетов для сохранения их общего дома - арктического региона. Особенности приполюсных экосистем нашей планеты таковы, что государственные границы при выработки разумной природоохранной стратегии здесь должны быть особенно прозрачны, а национальные интересы всех стран взаимозависимы как нигде в мире. Природе Антарктиды повезло больше, чем арктической. К настоящему времени она надежно защшценапо крайней мере на ближайшие 50 лет целым рядом международных соглашений и конвенций, демонстрирующих единство взглядов человечества на ее будущее. В то же время такого единодушного консенсуса по отношению к Арктике сейчас не существует. Единственным работающим документом, чья сфера влияния охватывает весь регион, было и остается Соглашение по охране белого медведя, подписанноев 1975 году. Тем не менее осознание того, что судьба последнего обширного региона дикой природы в северном полушарии должна быть решена сейчас или никогда, привело к созданию Стратегии по охране окружающей среды в Арктике. Инициатором создания Стратегии было правительство Финляндии, которое в сентябре 1989 г. собрало ответственных лиц восьми арктических стран для определения совместных мер, направленных на защиту природы Арктики. После этого было несколько подготовительных совещаний и, как итог этой деятельности на последнем совещании в Финляндии в Рованиемском Арктическом Центре в июне 1991 г. была подписана Стратегия охраны окружающей среды Арктики на министерском уровне. Важной особенностью Стратегии было осознание особой роли коренного населения Арктики в сохранении ее природы, важности их знаний и традиционной практики и стремление содействовать их всемерному участию в обеспечении устойчивого развития региона. Поэтому в подготовке Стратегии содействовали Ассоциация иннуитов Северного Полярного Круга, Северный Совет Саами и Ассоциация малочисленных народов Севера СССР. Осуществление Стратегии охраны окружающей среды Арктики получило название РОВАНИЕМСКОГО ПРОЦЕССА. Он обязывает каждые два года проводить Конференции на уровне министров по защите окружающей среды в Арктике, на которых заслушиваются национальные доклады и вырабатывается совместный план действий на следующие два года в виде совместной декларации. Конкретно реализация этого плана осуществляется путем работы 4-х рабочих групп. Все приарктические государства единодушно признают, что наиболее серьезной угрозой для П ) арктических экосистем повсеместно является / загрязнение ее органическими поллютантами, I (Т^ч / тяжелыми металлами и радионуклидами. У[|£Г( 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz