Живая Арктика. 1996, №4.

Ж И В А Я Ш И № 4. ноябрь 1996 Но решающим моментом в судьбе обсуждаемого согласительной комиссий Закона стали не те изменения в статьях, о которых мы писали в своем обращении, а предложение представителей Совета Федерации об ' изменении названия Закона на формулировку “Основы правового статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока” Предложение об изменении названия Закона было внесено Комитетом Совета Федерации по делам Федерации после рассмотрения Заявления Государственного Совета Республики Дагестан от 23 июня 1996 г., в котором было выдвинуто такое предложение. Это предложение Совета Федерации мы не упомянули в своем обращении, потому что оно на предыдущих заседаниях согласительной комиссии было отставлено как неконституционное. Оно противоречило не только 69 статье Конституции РФ, где Российская Федерация гар антирует права всех коренных малочисленных народов России, а не отдельных региональных групп этих народов, но и всей предыстории подготовки закона. Дело в том, что один из первоначальных вариантов этого закона готовился именно для народов Севера, но в дальнейшем он разрабатывался в отношении всех коренных малочисленных народов России. Определяющую роль в выборе такого варианта текста закона сыграли требования со стороны депутатов и общественных деятелей Северного Кавказа о необходимости соблюдения равенства прав всех коренных малочисленных народов России. Теперь же, на заключительном заседании согласительной комиссии, этот пункт вдруг стал основным и ему была посвящена большая часть времени работы заседания. Инициатором этого обсуждения выступил А.В. Назаров, который настойчиво убеждал представителей Государственной Думы Б.Б. Жамсуева и Г.М. Ойнвида в том, что если название закона не будет изменено, то Совет Федерации никогда его не пропустит, а если изменить, то Закон будет быстро одобрен. А.В. Назаров говорил с большим напором и был так красноречив, что убедил и двух депутатов Государственной Думы и присутствовавшего Е.Д. Айпина в своей правоте. И было принято решение изменить название закона как предлагает Совет Федерации. Таким образом, принятие этого долгожданного коренными малочисленными народами закона вновь отложено на неопределенный срок. Хотя после троекратного принятия его Государственной Думой и согласования его с Президентом , в случае третьего отклонения закон мог быть принят путем процедуры преодоления вето. Теперь же, хотя А.В. Назаров и обещал быстрое одобрение закона со стороны Совета Федерации, закон с новым названием - это новый закон, который должен будет пройти все необходимые процедуры принятия. Закон вновь должен будет быть заслушан и принят Государственной Думой, вновь разослан на обсуждение в регионы. Затем одобрен Советом Федерации и Президентом. На каждом этапе могут появиться новые замечания и возражения. А памятуя историю разработки и принятия этого закона они, конечно же, появятся. Как долго это продлиться трудно предугадать, но ясно, что долго. А коренные малочисленные народы севера и юга будут продолжать страдать от отсутствия законов, подтверждающих их право на этническое развитие на землях своих предков, и от новых законов, которые могут отнять у них эти земли. Ольга Мурашко. Обращение к согласительной комиссии палат федерального собрания в связи с обсуждением Согласительной комиссией дополнительных предложений к Федеральному Закону “Основы правового статуса коренных малочисленных народов России”, намеченным на 11.07.96. Рассмотрев Дополнительные предложенияк Федеральному Закону “Основы правового статуса коренных малочисленных народов России” от 22 июня 1996 г., отклоненному Советом Федерации 5 июня 1996 г., Национальная группа ИВТИА в Москве считает необходимым отметить несоответствие с Конституцией Российской Федерации, а также с общепризнанными международными принципами и нормами, соблюдение которых гарантировано малочисленным народам 69 статьей Конституции РФ, следующих дополнительных предложений. К Статье 8 - дополнительное предложение “дописать слово “компактного” . Термин “компактное проживание” , введенный в результате этого дополнения, не употребляется нив Конституции РФ, нив соответствующих международных документах, так как не имеет однозначного толкования и является дискриминационным в отношении большинства коренных малочисленных народов, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни и проживающих дисперсными малочисленными группами. К статьям 11 и 21 - дополнительное предложение “исключить слова “и распоряжение”. Исключение этих слов из конституционной формулы “владение, пользование и распоряжение” является дискриминационными по /~> "V отношению к представителям коренных малочисленных народов и их объединений, так как нарушает статью (£~* 2 / / 36 Конституции РФ и основные международные принципы публично-правого характера взаимоотношений fr’fcs. / государства и коренных малочисленных народов. То же относится и к дополнительному замечанию к статье HWj / 21, пункт 2 -’’вместо слов “общинное землевладение” записать слова “общинное пользование”. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz