Живая Арктика. 1996, №4.
Ж И В А Я МШайК № 4, ноябрь 1996 Законодательство оправахмалочисленныхкоренныхнародов:двашаганазад Мы стараемся держать наших читателей в курсе событий, происходящих вокруг принятия Федерального Законодательства по правам малочисленных коренных народов. Описание многолетних перипетий вокруг принятия Федерального Закона “Основы правового статуса малочисленных коренных народов России” вы могли прочесть в предыдущем номере. 1995 г. для этого Закона, который согласно Указу Президента должен был бы быть принят в конце 1992 года, закончился вторичным отклонением со стороны Президента и предложением доработать текст отдельных статей. И вот доработанный и согласованный спредставителями Президента Закон вновь был принят Государственной Думой 22 мая 1996 г. Но на этот раз до Президента он не дошел, так как был отклонен Советом Федерации 5 июня того же года. Постановлением Государственной Думы от 13июня была создана Согласительная комиссия, которая должна была совместно с представителями от Совета Федерации рассмотреть и согласовать замечания по тексту Закона, поступившие от комитетов Совета Федерации. А именно, от Комитета по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике и Комитета по делам Севера и малочисленных народов. Участвуя в работе Согласительной комиссии в качестве экспертов, приглашенных Комитетом по делам национальностей Государственной Думы, мы могли выразить свое отношение к ряду новых формулировок статей Закона, предложенных Комитетами Совета Федерации. Наше мнение как экспертов и представителей IWGIA, переданное нами членам Согласительной комиссии в виде обращения к Согласительной комиссии приводится ниже. Согласительная комиссия состоялась 12 июля. Из указанных в повестке участников с правом голоса в ней принимали участие от Совета Федерации Председатель комитета по делам Севера и малочисленных народов Назаров Александр Викторович, имевший доверенность от второго депутата Совета Федерации Леушкина Сергея Геннадьевича. От Государственной Думы присутствовали Заместитель Председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы Жамсуев Баир Баясхаланович и представитель Комитета по делам Севера депутат Государственной Думы Ойнвид Григорий Михайлович, отсутствовали члены согласительной комиссии депутаты Государственной Думы Зорин Владимир Юрьевич и Гоман Владимир Владимирович. Из обширного Списка приглашенных на заседание согласительной комиссии присутствовала примерно треть. В том числе, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Айпин Еремей Данилович. Одно общее впечатление, вынесенное нами с этого последнего и предыдущих заседаний рабочей группы палат Федерального Собрания, было поразительным: наши ссылки на международные принципы и нормы, которые нарушались в результате изменений, внесенных в статьи закона со стороны Совета Федерации, вызывали раздражение со стороны представителей обоих Комитетов Совета Федерации А .В.Назарова и А.И. Никулина. Особенно их раздражали ссылки на Международную Конвенцию 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г.. А.И. Никулин, представлявший Комитет по делам Федерации Совета Федерации на одном из заседаний согласительной комиссии, заявил, что он “категорически против упоминания Конвенции 169”, А.В. Назаров также высказался в том смысле, что своими ссылками на эту Конвенцию мы оказываем “медвежью услугу” ,таккак она не ратифицирована. Видимо: уважаемые представители Совета Федерации забыли, что Федеральный Закон “Основы правового статуса коренных малочисленных народов России” разрабатывался и принимается именно по причине подписания нашей страной Конвенции 169 и в соответствии с многочисленными постановлениями и решениями Верховного Совета России, Федерального Собрания России и Президента подготовить соответствующее законодательство о правах коренных малочисленных народах в целях создания правового механизма для реализации в России принципов и норм Конвенции 169, а затем, обеспечив правовой механизм реализации, ратифицировать саму Конвенцию. Именно это было записано в постановлении, принятом на Парламентских слушаниях в декабре 1994 г., посвященных проблеме ратификации Конвенции 169. Именно это соответствует 69 статье Конституции где “ Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России”. Но даже если бы в разрез с Конституцией наш Парламент руководствовался только ратифицированными международными документами., то и тогда поправки Совета Федерации к статьям закона, ограничивающие права малочисленных коренных народов, противоречили бы уже давно ратифицированным в нашей стране международным актам. Таким как, например, “ Рекомендация 104 О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни” , ратифицированная нашим государством в 1957 г. (по отношению к которой Конвенция 169 МОТ 1989 г. является продолжением и развитием ееположений), Международным пактам о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированным в 1973 г. Такое невнимание или предубеждение по отношению к международным правовым актам со стороны представителей Совета Федерации при рассмотрении Федерального Закона “О правовом статусе коренных малочисленных народов России” , к сожалению, демонстрирует не только их отсталость или недостаточную компетентность в этом вопросе , но и противоречитконституционному принципу, изложенному в 4 пункте 15 статьи: “ Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если р . международным договором Российской / L— f Федерации установлены иные правила, чем I L / предусмотренные законом, то применяются / / правила международного договора”. \ s t f i—!U 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz