Живая Арктика. 1999, №1.

видные преимущества мира перед войной вовсе не оче­ видны для стай. Более того, подготовка к войне, угроза войны, ведение войны, победа или поражение в войне - всё это позволяет с относительной легкостью одной груп­ пе людей управлять другими. Не буду убеждать атеистов в том, что только в Боге возможна истинная свобода. Бог дал им и такую свобо­ ду: выбрать бессмыслицу из всех возможных смыслов. Достаточно долгая жизнь дала мне возможность наблю­ дать массу превращений людей, не обремененных выс­ шей целью. И в этом смысле превращение кафкианско- го героя в насекомое - не самое удивительное, что слу­ чается в мире. Люди без веры и цели не замечали урод­ ливости своих действий и поступков, ибо главным все­ гда оказывалось: выплыть, пусть даже за счет несколь­ ких утопленников вокруг, пусть даже с другим лицом и в другом пиджаке. Выплыть! Ибо нет ничего, кроме мате­ рии, которую можно присвоить или взять в пользование, которой можно одаривать других, менее прытких муж­ чин и женщин, превращая их в собственных холопов. Ах, как это легко получалось! Тихий стукач,при нейт­ ральной и очень даже гуманной науке (кто бы мог поду­ мать!) превращался в бурного демократа, боясь только одного - вскрытия списков стукачей. Секретарь партко­ ма становился воинствующим националистом. Видный ученый, вписавший свои абзацы в рыночное законода­ тельство выползал из депутатской куколки идеологичес­ кой бабочкой нового коммунизма. Я уж не говорю о столь рядовой смене полюсов, как превращение работника си­ ловых государственных структур в работника аналогич­ ных структур при преступной группировке. Все это - сплошные метания без высшей цели, ког­ да достаточным кажется просто выжить (желательно за счет других), когда нужно убедить и самого себя, что ты делаешь НЕЧТО нужное человечеству. Ибо никто не хо­ чет признавать собственного скотства, собственной ник­ чемности. Ибо гораздо проще упаковать свою жизнь в ту или иную схему, в тот или иной шаблон, чтобы соответ­ ствовать принципам той или иной стаи. Христос предложил возлюбить друг друга - и через любовь преодолеть эгоистическую самость индивидуу­ мов и их стай. Но и Христа подправили фарисеи, благо­ словив именем Его войну. И когда мне говорят о якобы нарождающемся новом человечестве, которое преодо­ леет в начале следующего века все противоречия, я вижу новых поводырей, новых обманщиков, и их козлоногая тень - единственная реальность на светлых картинках ближайшего будущего. 2. ОТ ИНДИВИДУУМА - К БИОМАССЕ "Честь безумцу, который навеет человечеству сон зо­ лотой!" Не сказал только господин Беранже, куда имен­ но вогнать безумцу эту честь, растущую пока среди дев­ ственного леса в виде молодой осины. Ильич не хуже нас знал логику, которую он изучал по красивому учебнику г-на Минто (не хуже, потому что мы, в большинстве своем, получали не классическое обра­ зование). Но по логике у Ильича была единственная чет­ верка в аттестате. И потому он всю жизнь решал силло­ гизм: если Сократ - имя человека, если Сократ - имя собаки, можно ли поставить знак равенства между чело­ веком и собакой? Зная об опытах Павлова, он пришел к выводу, что можно. И теперь оба они (Ульянов и Павлов) лежат в мавзолеях. А их виварии, в тени гримасничаю­ щего Фрейда и ницшеанствующего Юнга, сошли с ума в процессе дальнейшего взаимоотождествления. Если уж ты дорвался до штурвала, развернуть ко­ рабль страны - не проблема. Однако, не факт, что вмес­ то Индии ты откроешь Америку. Не исключено, что на полном ходу корабль влетит в ураган у мыса Доброй На­ дежды. Не исключено, что за пять минут до достижения реальной, уже осязаемой цели, его поглотит Бермудс­ кий треугольник. Благая и правильно сформулирован­ ная цель, нормальная подготовка к путешествию и т.д. не есть гарантия благополучного результата.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz